Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

Цифровая трансформация и информационная открытость государства

А.С. Никитина
80,00 ₽

 

УДК 314/316

https://doi.org/10.20339/AM.01-23.040  

 

А.С. Никитина,

канд. социол. наук, доцент, декан

факультета государственного и муниципального управления

Уральский институт управления — филиал РАНХиГС, Екатеринбург

e-mail: Nikitina-as@ranepa.ru

 

В настоящее время цифровизация и цифровая трансформация активно проникают в различные сферы общественной жизни, возникают все новые и новые формы их массового применения, расширяется доступ граждан к информационным технологиям. Для правового и демократического государства вопрос об открытости власти является первостепенным, поэтому особое внимание в процессе цифровой трансформации должно уделяться созданию каналов информационной открытости деятельности государственной власти. Для изучения проблем реализации и перспективы внедрения информационных систем мониторинга и контроля деятельности органов власти в современной России в 2021–2022 годах было проведено эмпирическое социологическое исследование методами анкетного опроса и экспертного интервью. Метод сбора данных — анкетный опрос граждан РФ в возрасте 18–60 лет (n = 2256 человек), проживающих на территории России. В качестве экспертов были приглашены руководители органов государственной и исполнительной власти, руководители коммерческих организаций, представители академического сообщества в количестве 25 человек. В результате исследования на пути к реализации концепции открытого государства основными проблемами сегодня выявлены следующие: нежелание органов власти подвергаться контролю, закрытость информации о деятельности органов власти, высокая коррупция, неразвитость гражданского общества, бюрократизм органов власти, низкий уровень образования и воспитания населения, отсутствие понятной цифровой платформы, несовершенство законодательства, «цифровизация ради цифровизации», низкая защищенность персональных данных, низкий уровень владения интернет-технологиями, отсутствие интереса среди граждан.

Для эффективного решения вышеобозначенных проблем считаем, что необходимо и в дальнейшем развивать институты гражданского общества, повышать транспарентность власти, вести системную деятельность по повышению качества работы госслужащих, ответственных за обращения граждан, подготовке руководителей цифровой трансформации и, конечно же, применять цифровые решения для повышения прозрачности и эффективности деятельности органов власти с регулярной оценкой и рейтингованием качества данных решений, путем анализа как со стороны государства, так и со стороны граждан для улучшения уровня информационной открытости.

Ключевые слова: цифровая трансформация, цифровая информационная открытость, население, граждане, открытое государство, транспарентность власти, цифровой социальный контроль.

 

Литература

 

  1. «В ГД поддержали проект об использовании “Госуслуг” для обращения к властям». URL: https://ria.ru/20221027/gosuslugi-1827191003.html (дата обращения: 28.10.2022).
  2. «Инцидент менеджмент» помогает власти лучше реагировать на запросы населения». URL: https://fedpress.ru/expert-opinion/2402678 (дата обращения: 28.10.2022).
  3.  «Цифровая экономика РФ». URL: https://digital.gov.ru/ru/activity/directions/858/#:~:text=В%20состав%20Национальной%20программы%20«Цифровая,Федерации»%20входят%20следующие%20федеральные%20проекты%3A (дата обращения: 29.10.2022).
  4.  Зубарев С.М., Иванов А.В. Социально-политические риски цифровизации и их влияние на государственное управление // Наука. Культура. Общество. 2021. № 4.
  5.  Крель М.В., Потеев П.М. Продвижение культуры // Клиентоцентричный подход в государственном управлении: навигатор цифровой трансформации / под ред. О.В. Линник, А.В. Ожаровского, М.С. Шклярук. М.: РАНХиГС, 2020. URL: https://cx.cdto.ranepa.ru/4-1-organizacionnaya-kultura-chto-ehto-takoe-i-otkuda-beretsya (дата обращения: 29.10.2022).
  6.  Постановление Правительства РФ от 24.11.2009 № 953 «Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти».
  7.  Стратегия цифровой трансформации: написать, чтобы выполнить / под ред. Е.Г. Потаповой, П.М. Потеева, М.С. Шклярук. М.: РАНХиГС, 2021. 184 с.
  8.  Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 02.05.2006 № 59-ФЗ.
  9.  Федеральный закон «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» от 09.02.2009 № 8-ФЗ.
  10.  Федеральный закон «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» от 21.12.2021 № 414-ФЗ.
  11.  Федеральный закон «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» от 27.07.2010 № 210-ФЗ.

 

Благодарности: статья подготовлена при финансовой поддержке гранта Президента Российской Федерации для государственной поддержки молодых российских ученых — кандидатов наук МК-5062.2021.2