Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

Must you be a patriot? (On attitudes to the events and facts of the Great Patriotic War by modern Russian students and compatriots living abroad: Comparative analysis)

Н.В. Дулина, Р.М. Петрунева, В.Д. Васильева, А.А. Любцов, Ю.В. Петрунева.

Для цитирования:  Дулина Н.В., Петрунева Р.М., Васильева В.Д., Любцов А.А., Петрунев Ю.В. ПАТРИОТОМ БЫТЬ ОБЯЗАН? (Об отношении к событиям и фактам истории Великой Отечественной войны современных российских студентов и соотечественников, проживающих за рубежом: сопоставительный анализ) // «Alma mater (Вестник высшей школы)». 2022. №3. С. 35-45. .DOI: 10.20339/AM.03-22.035

УДК 316.4:17

https://doi.org/10.20339/AM.03-22.035

 

Н. Дулина,

д-р соц. наук, профессор,

заведующая кафедрой социологии и политологии

Волгоградский государственный университет

e-mail: nv-dulina@volsu.ru   

Р.М. Петрунева,

д-р пед. наук, профессор,

заведующая кафедрой истории, культуры и социологии

Волгоградский государственный технический университет

e-mail: raisa.petrunyova@yandex.ru

В.Д. Васильева,

д-р пед. наук, доцент,

профессор кафедры истории, культуры и социологии

Волгоградский государственный технический университет

e-mail: vasilyevavd2016@yandex.ru

А.А. Любцов,

соискатель

Российский государственный университет нефти и газа (НИУ) имени И.М. Губкина

e-mail: 9986379@mail.ru

Ю.В. Петрунева,

магистрант

Волгоградский государственный технический университет

e-mail: petruneva.julia@yandex.ru

 

Многие российские исследователи часто связывают феномен патриотизма со знанием истории России и отношением к событиям Великой Отечественной войны. В современных условиях особенно важно сформировать историческую память молодежи, понимание ею смысла и значимости Великой Победы, гордости за поколение победителей. В статье рассматривается отношение к событиям и фактам истории Великой Отечественной войны современных российских студентов и соотечественников, проживающих за рубежом на данном историческом этапе. Приведены результаты социологического исследования, выполненного в рамках реализации Международного молодежного форума российских соотечественников в июле-августе 2021 года. В нем приняли участие 60 студентов российских вузов, а также 100 наших молодых соотечественников из 46 стран мира. Для сбора первичной информации использован метод анкетирования — онлайн-опрос с использованием Google-формы. В процессе исследования проведен сопоставительный анализ того, что хранит культурно-историческая память двух социальных групп — студентов и соотечественников, выделены сходства и различия в оценках и мнениях. Полученные данные позволили авторам сделать выводы об условиях формирования исторической памяти о Великой Отечественной войне в процессе социализации молодых людей, о влиянии агентов первичной и вторичной социализации, об изменении вектора формирования исторической и культурной памяти в сторону семейной, личностной и др. Необходима разработка нового комплексного подхода по патриотическому воспитанию молодежи, которая учитывала бы реалии сегодняшнего дня.

Ключевые слова: патриотизм, российские студенты и соотечественники, память о Великой Отечественной войне.

 

Литература

  1. Козлов Н.Д. Союзники и противник о патриотизме советского народа в годы Великой Отечественной войны // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. 2015. Т. 4. № 2. С. 7–17.
  2. Красавин В.А. Формирование патриотического сознания школьников на документах и материалах Великой Отечественной войны // Педагогика и просвещение. 2013. № 3 (11). С. 247–252.
  3. Мансуров В.А., Черныш М.Ф. Социальная справедливость: теоретический и эмпирический аспекты // Студенчество России о социальном неравенстве и социальной справедливости: сборник научных статей. Екатеринбург: Изд-во УМЦ УПИ, 2016. С. 10–97. URL: https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/41255/1/978-5-904804-22-0_2016.pdf (дата обращения: 10.12.2021).
  4. Спасибо прадеду за Победу…: монография по материалам мониторинга РОС «Российское студенчество о Великой Отечественной войне» (2005–2010–2015–2020 гг.). Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2020. 352 с. URL: https://ssa-rss.ru/files/File/PublikaciiROS/Vishnevsky.%20Spasibo%20pradedu%20za%20Pobedu....pdf (дата обращения: 05.12.2021).
  5.  Национальный совет молодежных и детских объединений России. Молодые соотечественники внесли предложения по развитию международного сотрудничества. URL: http://youthrussia.ru/novosti-chlenskikh-organizatsij-i-partnerov/molodye-sootechestvenniki-vnesli-predlozheniya-po-razvitiyu-mezhdunarodnogo-sotrudnichestva (дата обращения: 05.12.2021).
  6. Объединяем российских соотечественников для сотрудничества и взаимодействия! URL: https://aisrussia.com/login
  7. Великая Отечественная война в семейной памяти. Результаты опроса ВЦИОМ о сохранении семейной памяти о Великой Отечественной войне 1941–1945 гг. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/velikaja-otechestvennaja-voina-v-semeinoi-pamjati (дата обращения: 12.12.2021).
  8. Память о войне. Как в российских семьях хранят память о войне? URL: https://fom.ru/Proshloe/14396 (дата обращения: 12.12.2021).
  9. Лихачев Д.С. Письма к молодым читателям. Письмо сороковое. О памяти. URL: https://pub.wikireading.ru/14001 (дата обращения: 15.12.2021).
  10. У молодых вообще нет собственной позиции. Почему современные студенты инфантильны, аполитичны и боятся протестов. URL: https://lenta.ru/articles/2017/02/25/kasamara/ (дата обращения: 15.12.2021).
  11. Ассман Я. Культурная память: письмо, память о прошлом и политическая идентичность в высоких культурах древности. М.: Языки славянской культуры, 2004. 368 с.
  12.  Левашов В.К. Патриотизм в контексте современных социально-политических реалий // Социологические исследования. 2006. № 8. С. 67–76.
  13. Россия попросила передать снесенный в Праге памятник маршалу Коневу. URL: https://lenta.ru/news/2020/04/09/konev/ (дата обращения: 15.12.2021).