Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

The use of information and communication technologies at the Higher educational system

С.П. Коряковцев

УДК 378-042:004::308

https://doi.org/10.20339/AM.07-21.043

 

С.П. Коряковцев,

канд. пед. наук

Ярославское высшее военное училище ПВО

e-mail: youth1@mail.ru

 

Представлен анализ того, насколько широко и эффективно применяются информационно-коммуникационные технологии в системе высшего образования. В результате исследования установлено, что в процессе дистанционной формы обучения более мотивированы, креативны и работоспособны обучающиеся, которые относятся к высоко- и среднересурсным группам, чем обучающиеся из семей, которые относятся к слаборесурсным группам. Определено, что основными преимуществами дистанционного формата обучения являются возможности реализации индивидуальных образовательных траекторий студентов, улучшение коммуникации и эффективности взаимодействия между студентами и преподавателями, а также возможность приглашать на занятия в онлайн-формате экспертов и практиков, создание более открытой и дружелюбной образовательной среды. Исследование выявило предпочтительные формы дистанционного обучения. Студенты из семей, которые относятся к высокоресурсным группам, в основной своей массе считают, что дистанционная работа преподавателя и студента должна реализовываться преимущественно в форме синхронного обучения. Студенты из семей, которые относятся к среднересурсным и слаборесурсным группам, в основном предпочитают формат асинхронного обучения (запись лекций) и расширение самостоятельной работы студентов. Проанализированы цифровые образовательные ресурсы, применяемые обучающимися разных групп. Независимо от гендерных особенностей, возраста, курса обучения и вуза студенты широко пользуются цифровыми образовательными ресурсами КиберЛенинки. При этом установлено, что студенты из семей, которые относятся к высокоресурсным группам, систематически обращаются к другим цифровым образовательным ресурсам: видеолекциям от Гарвардского и Стенфордского университетов. По результатам исследования предлагаются мероприятия, направленные на повышение эффективности дистанционного обучения в вузе.

Ключевые слова: дистанционное образование, дистанционная педагогика, информационно-коммуникационные технологии, онлайн-обучение, e-learning.

Литература

1. Таланов С.Л., Кушнарев Ф.Ю., Березин Д.Т., Румянцева Е.С. Влияние COVID-19 на систему высшего образования // Alma mater (Вестник высшей школы). 2020. № 10. С. 12–22. DOI: 10.20339/AM.10-20.012

2. Bruchok, Ch., Mar, Ch., Craig, S.D. Is Free Recall Active: The Testing Effect through the ICAP Lens. Journal of Interactive Learning Research. 2017. Vol. 28. No. 2. P. 127–148.

3. Baker, R., Evans, B., Li, Q., & Cung, B. Does inducing students to schedule lecture watching in online classes improve their academic performance? An experimental analysis of a time management interventionю Research in Higher Education, 2019. P. 521–552.

4. Bernacki, M.L., Vosicka, L., Utz, J.C., & Warren, C.B. Effects of digital learning skill training on the academic performance of undergraduates in science and mathematics. Journal of Educational Psychology. 2020.

5. Bernacki, M.L., Vosicka, L.& Utz, J.C. Can a brief, digital skill training intervention help undergraduates “learn to learn” and improve their STEM achievement? Journal of Educational Psychology. 2019. No. 112 (4). P. 765–781.

6. Chen, Cheng-Chia, Huang, Ching Chih, Gribbins, M., Swan, K.G. Online Courses with Tools Built into Your Learning Management System (LMS) to Enhance Self-Determined and Active Learning. Online Learning. 2018. Vol. 22. No. 3. P. 41–54.

7. Chingos, M.M., Griffiths, R.J., Mulhern, Ch. Can Low-Cost Online Summer Math Programs Improve Student Preparation for College-Level Math? Evidence from Randomized Experiments at Three Universities. Journal of Research on Educational Effectiveness. 2017. Vol. 10. No. 4. P. 794–816.

8. Коряковцева О.А., Тарханова И.Ю., Доссэ Т.Г. Тьюторское сопровождение взрослых обучающихся: возможности и перспективы // Ярославский педагогический вестник. 2015. № 5. С. 100–103.

9. Тарханова И.Ю., Бугайчук Т.В., Коряковцева О.А., Куликов А.Ю. Концепция социализации взрослых средствами дополнительного профессионального образования // Ярославский педагогический вестник. 2016. № 1. С. 131–135.