Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

Компетенции в свете метанауки

В.А. Канке
$2.50

В.А. Канке,

д. философ. н., проф. кафедры философии и социальных наук

Обнинский институт атомной энергетики —

филиал НИЯУ МИФИ

E-mail: kanke@obninsk.ru 

Определен «ключ» к пониманию учебных компетенций, каковым является метанаука. Она выступает как теория концептуальной трансдукции, которая включает интратеоретическую, интертеоретическую и интерфилотеоретическую трансдукцию. Интратеоретическая трансдукция является управлением четырьмя концептами, а именно: переменными, законами, принципами и объектами посредством дедукции, аддукции (эксперимента), индукции и абдукции. Интертеоретическая трансдукция является управлением теориями посредством проблематизации, инновации, символизации и интерпретации. Интерфилотеоретическая трансдукция является управлением рядами теорий, т.е. филотеориями. Она также осуществляется посредством методов проблематизации, инновации, символизации и интерпретации. Сделан вывод о том, что подлинными научными и учебными компетенциями выступают перечисленные выше концепты и методы управления таковыми. Все эти компетенции не получают своего выражении в установке, согласно которой решающее значение в образовании имеют знания, умения и навыки.

Ключевые слова: компетенция, дедукция, аддукция, индукция, абдукция, проблематизация, инновация, символизация, интерпретация. 

Литература

1. Anderson, L.W., Krathwohl, D.R., Airasian, P.W., Cruikshank, K.A., Mayer, R.E., Pintrich, P.R., Raths, J., Wittrock, M.C. A Taxonomy for Learning, Teaching, and Assessing: A Revision of Bloom’s Taxonomy of Educational Objectives. — N.-Y.: Pearson, Allyn, & Bacon, 2001.

2. Bloom, B. Taxonomy of Educational Objectives: Handbook I. The Cognitive Domain. — N.-Y.: David McKay, 1956.

3. Канке В.А. История философии и методология естественных наук. — М., 2014.

4. Канке В.А. История философии и методология техники и информатики. — М., 2014.

5. Канке В.А. История философии и методология социальных наук. — М., 2015.

6. Канке В.А. История философии и методология педагогики и психологии. — М., 2014.

7. [URL]: http://vak.ed.gov.ru/help_desk

8. [URL]: http://unesdoc.unesco.org/images/0008/000829/082946eb.pdf

9. [URL]: www.oecd.org