В.С. Харченко,
к. социолог. н., старший преподаватель
E-mail: verakharchenko@yandex.ru
С.С. Пулькина,
бакалавр
E-mail: smile.1993@yandex.ru
Уральский государственный педагогический университет
Представлен авторский анализ специфики совмещения студентами очной формы обучения в вузе с фрилансом (свободной занятостью). Описаны мотивы фриланс-занятости студентов. Показано, что фриланс как форма занятости становится все более популярным среди россиян, при этом фрилансеры выступают работниками нового типа, воплощая в себе не только дух информационного общества, но и важные характеристики профессионала эпохи постиндустриализма. На основе вторичного анализа данных онлайн-опроса и интервью со студентами определены причины использования фриланса как вторичной занятости. Описаны основные качества фрилансера, вырабатываемые в процессе совмещения учебы и работы, которые в последующем открывают возможность успешного трудоустройства. Сделан вывод о необходимости дальнейшего изучения обозначенной авторами статьи проблематики.
Ключевые слова: фриланс, образование, фрилансер, работающий студент, вторичная занятость, студент-фрилансер, рынок труда, высшее образование, занятость, работа.
Литература
- Ворона М.А. Мотивы студенческой занятости // Социологические исследования. — 2008. — № 8. — С. 106–115.
- Герчиков В.И. Феномен работающего студента вуза // Социологические исследования. — 1999. — № 8. — С. 87–94.
- Константиновский Д.Л., Чередниченко Г.А., Вознесенская Е.Д. Работающий студент: мотивы, реальность, проблемы. — М., 2009.
- Петрова Л.Е. Социальное самочувствие молодежи // Социологические исследования. — 2000. — № 12. — С. 50–55.
- Прямикова Е.В., Рубина Л.Я., Шапко И.В. Социология образованию // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. — 2011. — № 3 (8). — С. 30–36.
- Стребков Д.О., Шевчук А.В. Фрилансеры в информационной экономике: как россияне осваивают новые формы организации труда и занятости. — М., 2009.
- Стребков Д.О., Шевчук А.В. Электронная самозанятость в России // Вопросы экономики. — 2011. — № 10. — С. 91–112.
- Харченко В.С. Учат ли быть фрилансером в российском вузе? // Педагогическое образование в России. — 2012. — № 2. — С. 195–198.