Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

Обучение языку специальности иностранных учащихся инженерного профиля с учетом их когнитивных стилей

И.Б. Авдеева
$2.50

 

И.Б. Авдеева,

д. педагог. н., проф.

кафедры русского языка для иностранных граждан

Московский автомобильно-дорожный

государственный технический университет (МАДИ)

E-mail: i.b.avdeyeva@mail.ru 

Рассмотрен феномен аналитического когнитивного стиля мышления, свойственного специалистам инженерного профиля при обучении русскому языку как иностранному. Проанализирована история проблемы когнитивного стиля мышления. Представлен обзор зарубежных и отечественных источников по когнитивистике. Выявлены параметры когнитивности, определены общие и специальные когнитивные стили. Определены основные  характеристики инженерного когнитивного стиля. Также описан лингвокогнитивный портрет иностранных учащихся инженерного профиля. Обоснованы рекомендации по выявлению студентов с потенциальным инженерным когнитивным стилем мышления в процессе обучения, а также основные методы соответствующей техники наблюдения. Определены задачи преподавателей по ориентации на когнитивный стиль иностранных учащихся инженерного профиля.

Ключевые слова: когнитивистика, когнитивные стили, когнитивный диссонанс, иностранные учащиеся инженерного профиля, когнитивный стиль иностранных учащихся инженерного профиля, когнитивные характеристики, специализация левого полушария, лингвокогнитивный портрет иностранных учащихся инженерного профиля. 

Литература

1.                           Медведева И.Л. Психолингвистические аспекты функционирования иноязычного слова. — Тверь, 1999.

2.                           Климов Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях. — М.: МГУ, 1995.

3.                           Авдеева И.Б. Ориентация на когнитивный стиль при обучении русскому языку учащихся инженерного профиля // Мир русского слова. — 2000. — № 3. — С. 33–41.

4.                           Авдеева И.Б. Методика обучения русскому языку иностранных учащихся инженерного профиля: феномен déjà vu // Мир русского слова. — 2002. — № 4 (12). — С. 51–57.

5.                           Авдеева Ирина. Инженерная коммуникация как самостоятельная речевая культура // 2012 (ISBN 978-3-8484-2892-2) project 46120, LAP LAMBERT 6. Coady J. L2 vocabulary acquisition: A syntheses of the research // Second Language Vocabulary Acquisition: A Rationale for Pedagogy. — Cambridge: Cambridge Univ. Press, 1997. P. 273–290.

6.                           Корнилова Т.В., Парамей Г.В. Подходы к изучению когнитивных стилей: двадцать лет спустя // Вопросы психологии. — 1989. — № 6. —С. 140–147.

7.                           Демьянков В.З. Когнитивная лингвистика как разновидность интегрирующего подхода // Вопросы языкознания. — 1994. — № 4. — С. 27.

8.                           Adler А. Understanding Human Nature. — New York, 1927.

9.                           Allport, G.W. Personality: A Psychological Interpretation. — New York: Holt., 1937.

10.                       Rorschach, H. Die Psychodyagnostik. — Bern, 1921.

11.                       Vartegg, R. Reflexological Profile. — New York, 1939.

12.                       Klein, G.S. The personal world through perception // Perception: an approach to personality. — New York: Ronald, 1951.

13.                       Gardner, R.W. Cognitive style in categorizing behavior // Journal of Personality. — 1953. — Vol. 22. — P. 214–233.

14.                       Моросанова В.И. Индивидуальный стиль саморегуляции: феномен, структура и функции в произвольной активности человека. — М., 2001.

15.                       Колга В.А. Возможные миры когнитивных стилей // Когнитивные стили: Тезисы научно-практической конференции. — Таллин, 1986. — С. 32–37.

16.                       Климов Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях. — М., 1995.

17.                       Холодная М.А. Когнитивные стили как проявление своеобразия индивидуального интеллекта. — Киев, 1990.

18.                       Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. — Казань, 1969. — С. 277.

19.                       Гаврилова Т.А., Хорошевский В.Ф. Базы знаний интеллектуальных систем. — СПб., 2000.

20.                       Ливер Б.Л. Методика индивидуализированного обучения иностранному языку с учетом влияния когнитивных стилей на процесс его усвоения: Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. — М., 2000.