д. филос. наук, проф.
Национальный институт бизнеса
E-mail: odolshenko@mail.ru
Для того чтобы уяснить особенности современной постановки вопроса, касающегося устойчивости развития высшего образования, представляем реферат доклада одного из участников ВКВО-2009 Мишеля Дренкурта «Новая динамика высшего образования: на пути к устойчивому развитию (переоткрытие прогресса)". Чем интересен данный доклад?
Во-первых, ориентацией на проблематику устойчивого развития, рассмотренную через призму проблем высшего образования.
Во-вторых, достаточно скептичным отношением автора к понятию «устойчивое развитие».
В-третьих, ориентацией на распространенные представления о цивилизационном и культурном развитии.
Уже в предисловии к докладу сформулированы два вопроса, к которым мне по ходу работы над текстом пришлось неоднократно возвращаться.
Первый вопрос касается ключевой концепции автора: образование для «устойчивого мышления», которое связано со становлением мышления критичного и творческого, что, по всей видимости, может позволить выйти на понимание происходящего и соответствующим образом реагировать на вызовы развития. В основе образования, сориентированного на «устойчивое мышление», лежат память о прошлом (предание) и гуманитарное знание, приобщающие человека к тем ценностям и знанию, от которых зависит будущее. По мнению автора, в основе устойчивого развития лежит представление об устойчивом, т. е. понимающем отношении к миру. Тем самым задача устойчивого развития общества переводится в плоскость образования.
В жизни «устойчивое мышление» лежит в основе любого вида деятельности. В неявном виде представлением о таком мышлении пронизаны все области образовательной деятельности, открывающие путь к постижению объективных смыслов индивидуальной и коллективной ответственности, в частности, перед планетой. И в этом отношении, благодаря ответственности за процессы получения, передачи, оценки и сохранения знания, высшему образованию принадлежит ведущая роль. Именно оно ответственно за создание условий для образования и обучения человека на протяжении всей его жизни; за создание условий, позволяющих ему пережить приключения разума, выпавшие на его долю.
Второй вопрос, заслуживающий внимания, связан с безопасностью, с нечто таким, что должно непрерывно развиваться в обществе знания, в котором наш потенциал и наши фактические достижения все время «сжимаются» пропорционально скорости роста объема знания, которым мы располагаем и которым руководствуемся в жизни. Независимо от уровня образованности и готовности использовать информационные и коммуникативные технологии в распоряжении каждого из нас имеется лишь небольшая часть полного знания. Потому мы и вынуждены вс? время развивать и укреплять связи с подлинными экспертами в тех или иных областях знания, с теми учреждениями и сообществами, которые владеют информацией, необходимой для принятия нами тех или иных решений.
В этом отношении школы и университеты — центры весьма специфичные: они представляют человеку возможность приобщаться на протяжении всей жизни к той информации и к тому знанию, которыми каждый из нас не располагает. Немыслимо «пронормировать» все виды образовательной деятельности. Единственный путь развития связан с периодическим переосмыслением своей ответственности, собственных целевых установок, своей способности приобщаться к истине.
Таковы условия устойчивости. Именно об этом и ведет разговор М. Дренкурт.