Л.И. Васильев,
к. педагог.н., доц.,
заместитель директора по научно-исследовательской работе
Московский государственный университет
технологий и управленияим. К.Г. Разумовского
(филиал в г. Мелеуз, Республика Башкортостан)
Е-mail: vasiljev-li@narod.ru
Рассмотрены тенденции изменения подходов к управлению образовательным процессом в вузе, ведущие характеристики которого — открытость, неравновесность, нелинейность. Показано, что преподавателям следует переносить управляющие воздействия с субъектов образовательного пространства на развитие отношений между ними, их взаимодействие, используя синергетические закономерности.
Ключевые слова: открытость, нелинейность, управление образовательным процессом в вузе, самоорганизация, параметры порядка, обратная связь, кооперативность, когерентное взаимодействие.
Литература
1. Асадуллин Р.М., Терегулов Ф.Ш. Человек как предмет педагогики и педагогической антропологии // Сибирский педагогический журнал. — 2011. — № 1. — С. 49—64.
2. Шевелева С.С. К становлению синергетической модели образования // Общественные науки и современность. — 1997. — № 1. — С. 125—133.
3. Дробчик Т.Ю., Невзоров Б.П. Определение термина «познавательная самостоятельность» в синергетическом подходе к организации образовательного процесса // Сибирский педагогический журнал. — 2010. — № 5. — С. 137—144.
4. Рузавин Г.И. Самоорганизация и организация в развитии общества // Философские науки. — 1995. — № 8. — С. 63—72.
5. Абасов З. Инновация в образовании и синергетика // Almamater (Вестник высшей школы). — 2007. — № 4. — С. 3—12.
6. Игнатова В.А. Идеи синергетики и педагогика // Наука и школа. — 2001. — № 3. — С. 9—15.
7. Санникова О.В., Меньшиков И.В.Синергетика в содержании и организации образования // Вестник Удмуртского университета. — 2006. — № 9. — С. 81— 94.
8. Буданов В.Г. Синергетические стратегии в образовании // Синергетика и образование. — Ижевск: Изд?во Удмуртского университета, 2003.
9. Малинецкий Г.Г. Параметры порядка, самоорганизация и получение образования. — [URL]: http://spkurdyumov.narod.ru/
10. Ищенко Т.Н., Зорина В.Л., Нургалеева В.С. Диалектический подход в реализации принципа обратной связи в образовательном процессе // Сибирский педагогический журнал. — 2006. — № 5. — С. 53—65.
11. Рабош В.А. Синергетический подход к проблеме устойчивого развития образования // Философия образования. — 2008. — № 2. — С. 5—12.