Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

Образовательное путешествие: как молодежь воспринимает туризм в России

В.Н. Гурьянчик, Т.В. Макеева
$2.50

УДК 316.6+379.8
DOI 10.20339/AM.12-25.046

В.Н. Гурьянчик,

канд. ист. наук, доцент,

кафедра социальной педагогики и организации работы с молодежью

Ярославский государственный педагогический университет имени К.Д. Ушинского

e-mail: vit-gurjanchik@yandex.ru

AuthorID: 306481, SPIN-код: 4814-9113

https://orcid.org/0000-0001-9963-4510

Т.В. Макеева,

канд. пед. наук, доцент,

заведующая кафедрой социальной педагогики и организации работы с молодежью

Ярославский государственный педагогический университет имени К.Д. Ушинского;

 доцент кафедры психологии и педагогики

Ярославский государственный медицинский университет

e-mail: makeeva.tatyana@inbox.ru

AuthorID: 374581, SPIN-код: 1730-2446

http://orcid.org/0000–0001–6003–5430

 

 

Статья посвящена исследованию специфики восприятия внутреннего туризма современной молодежью и анализу его потенциала как эффективного инструмента непрерывного образования и личностного развития. В фокусе внимания авторов находится трансформация запросов молодого поколения, которое все чаще рассматривает путешествие не как пассивный отдых, а как активный процесс приобретения нового опыта, знаний и компетенций — формат, определяемый как «обучение в движении».

Методологическую основу исследования составил опрос 71 участника всероссийской программы «Больше, чем путешествие», посетивших Ярославскую область в рамках тура «Золотое кольцо России». В ходе анкетирования выявлены ключевые мотивационные факторы, потребительские предпочтения и барьеры, с которыми сталкивается молодежь при планировании поездок. Установлено, что решающим фактором при выборе тура является интересная программа (90,1%), а наиболее востребованным видом туризма — приключенческий (40,8%). При этом выявлен парадокс: хотя молодежь высоко ценит внутренний туризм за богатство природы, истории и культуры, главным сдерживающим барьером остается отсутствие финансовых средств (~75% ответов).

Значимым результатом работы является эмпирическое подтверждение концепции туристского образовательного пространства, в котором территориальный компонент дополняется ценностно-смысловым и рефлексивным. Авторы доказывают, что образовательное путешествие выполняет функцию «социокультурной лаборатории», способствуя формированию гражданской идентичности, развитию мягких навыков и «мобильной компетентности», необходимой для жизни в условиях неопределенности.

Ключевые слова: внутренний туризм, духовно-нравственные ценности, молодежный туризм, образование, образовательное путешествие, обучение в движении, потребительские предпочтения, туристское образовательное пространство

 

Литература

  1. Больше, чем путешествие. URL: https://morethantrip.ru/ (дата обращения: 15.10.2025).
  2. Корнеевец В.С. Туристический образ регионов России в студенческой среде // Проблемы и перспективы развития молодежного туризма в России: сб. науч. статей. Челябинск: Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет), 2024. С. 20–24.
  3. Оборин М.С. Образовательный туризм как перспективное направление развития молодежных путешествий в России // Сервис в России и за рубежом. 2020. Т. 14. № 3 (90). С. 86–96. DOI: 10.24411/1995-042X-2020-10306
  4. Распоряжение Правительства РФ от 20.09.2019 № 2129-р (ред. от 29.05.2025) «Об утверждении Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года». URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_333756/ (дата обращения: 11.08.2025).
  5. Черевичко Т.В., Александрова Е.А. «Образовательное путешествие» как метод освоения туристского образовательного пространства // Гуманитарные науки и образование. 2020. Т. 11. № 2 (42). С. 91–97.
  6. KrotenkoT.Yu., KanunikovaM.I., LesnikovaO.V., MalkovaYu.V. Educational journey: choosing a path // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2021. No. 8 (58). Pр. 155–159. DOI: 10.47581/2021/PS-94/IE.8.58.21