Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

Влияние СМИ на формирование нравственности современной молодежи

Л.Н. Вдовина, Е.Г. Заверткина
$2.50
УДК 316.6+177-052
 
 

Л. Н. Вдовина,

канд. биол. наук., доцент кафедры медицины

Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского

e-mail: vdovinaln@mail.ru

https://orcid.org/0000-0001-6164-385X

Е.Г. Заверткина,

канд. психол. наук, доцент

Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского

e-mail: e.zavertkina@yspu.org

https://orcid.org/0000-0002-1140-8197

 

В статье рассматривается проблема влияния СМИ на формирование нравственного сознания у молодежи, которое заключает в себе скрытое или явное отношение к событиям действительности. Современное общество сталкивается с объективной закономерностью развития информационных процессов: увеличиваются скорости передачи сообщений, возрастает объем передаваемой информации, ускоряется ее обработка. В настоящее время СМИ широко используют методы подсознательного воздействия, формирующие отношение общества к тем или иным явлениям окружающей действительности с помощью стереотипных представлений, которые внедряются в поток новостей, автоматически вызывая в массовом сознании либо отрицательную, либо положительную реакцию на конкретное событие. В современном обществе изучение проблемы формирования нравственных, гражданско-патриотических качеств у молодежи является особо актуальным. Целью проведенного исследования явился анализ проблемы: могут ли влиять СМИ на формирование нравственных качеств молодого человека. В исследовании приняли участие 320 студентов высшей школы. На основе анализа результатов проведенного анкетирования были выделены телевизионные каналы, которые наиболее часто встречались в ответах респондентов, описано содержание представляемого ими контента, их целевая аудитория. Анализ ответов респондентов позволил выявить те каналы, которые в наибольшей степени формируют нравственные ценности личности, по мнению студентов данной выборки. Интерпретируя результаты проведенного исследования, можно сказать, что СМИ могут влиять на нравственность, если сам человек замотивирован на потребление тех ценностей, которые входят в понятие нравственности, представляющей вариацию выбора между ценностью и антиценностью.

Ключевые слова: молодежь, СМИ, интернет, телепрограммы, контент, нравственность, социологические опросы

 

 

Литература

1. Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль. СПб., 2002. 247 с.

2. Григорьева-Голубева В.А. Развитие ценностного сознания учителя // Вестник Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина: Серия педагогика. СПб., 2012.

3. Кордуэлл М. Психология А-Я. Словарь-справочник. М.: ФАИР-ПРЕСС., 2000. 448 с.

4. Обсуждение проектов закона о СМИ. Серия: Журналистика и право. Вып. 33. М.: Институт проблем информационного права. 2003. 464 с.

5. Пятаков Е. Трудный подросток: почему у него появляются криминальные установки // Народное образование. 2004. № 4. С. 242–250.

6. Романенко Н.М. Особенности восприятия телеинформации школьниками // Педагогика. М. 2003. № 4. С. 46–48.

7. Кузива А.П. Влияние средств массовой информации на духовно-нравственное воспитание детей и молодежи. Исследования молодых ученых: материалы V Международной научной конференции (г. Казань, декабрь 2019). Казань. Молодой ученый, 2019. С. 78–81.

8. Маршак А.Л. Нравственность // Социология молодежи. Энциклопедический словарь / отв. ред. Ю.А. Зубок и В.И. Чупров. М.: Academia, 2008. 608 с.

9. Шацкая А.Д., Макеенко М.И. Телеконтент в новых медиа: работа телевизионных каналов с эфирным контентом в Интернете: монография. М.: Аспект Пресс, 2022. 144 с.

10. Конкина К.М., Лапина П.А., Храпова Д.М., Штифанова П.В. Контент телевизионных развлекательных каналов в социальных сетях (на примере VK и «TELEGRAM») // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10: Журналистика. 2024. № 1. С. 29–48.

11. Таланов С.Л. Социальные сети и развитие личности // Alma Mater (Вестник высшей школы). 2011. № 11. С. 23–25. DOI: 10.20339/AM.11-11.023

12. Коряковцева О.А. Патриотическое воспитание как фактор общественно-политической социализации российской студенческой молодежи // Alma Mater (Вестник высшей школы). 2017. № 4. С. 28–33. DOI: 10.20339/AM.04-17.028