Е.В. Вранчан,
канд. филол. наук, доцент
кафедра философии и гуманитарных наук
Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ»
eLibrary SPIN-код: 4377-0282; AuthorID: 759203
e-mail: vra545@yandex.ru
В период глобализации и цифровизации общества особое значение имеет проблема онтологической связи «образование – культура». В указанный период современный переход к новой системе организации высшего образования в России нередко сопровождается отходом от традиционных форм передачи знаний и ценностей, что негативно влияет на процесс культурной социализации обучающегося. Поэтому в статье рекомендовано выработать ряд действенных механизмов управления культурной социализацией студента. Так, предлагается осуществлять регулярный мониторинг отклонений, вызванных информационной средой, методом опросов. С помощью метода опроса предлагается изучать уровень развития у студентов критического мышления. Также опрос оказывается полезным инструментом для проверки умений учащихся проявлять оценочную реакцию на медиаконтент, описывать качества известных людей, появляющихся в различных медиа. В ходе опроса респонденты отмечают положительные и отрицательные качества медиаличностей, среди которых можно выделить личностные особенности, характерные для традиционного русского риторического идеала, и характеристики, свойственные американизированному риторическому идеалу. Проведенное исследование позволило сделать выводы о необходимости сохранения и развития русского риторического идеала культуры. Для этого рекомендуется чаще применять в современном образовании дискуссионные методы обучения с целью приобщения молодежи как к критическому анализу медиаконтента, так и к риторическому анализу образцов речевого поведения с учетом контекста современной информационной среды и с помощью применения цифровых технологий, навыков работы с информацией.
Ключевые слова: современное образование и культура, метод опроса, обучение, культурная социализация молодежи, информационная среда, риторический идеал культуры
Литература
1. Арутюнян М.П. Мировоззрение и образование: становление новой парадигмы // Высшее образование в России. 2004. № 12. С. 32–37.
2. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979. 423 с.
3. Библер В.С. От наукоучения — к логике культуры: Два философских введения в двадцать первый век. М.: Политиздат, 1990. 413 с.
4. Бурова А.Ю. Проблемы влияния процессов фальсификации в информационной среде на сознание студентов: регулирование в высшей школе // Общество: социология, психология, педагогика. 2023. № 6 (110). С. 133–139. DOI: 10.24158/spp.2023.6.19
5. Зборовский Г.Е. Культура образования как реальный феномен и научная проблема // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2011. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kultura-obrazovaniya-kak-realnyy-fenom... (дата обращения: 24.07.2025).
6. Игнатьев В.П. Оппозиции и антиномии современной образовательной реальности // Высшее образование в России. 2021. Т. 30. № 3. С. 87–103. DOI: 10.31992/0869-3617-2021-30-3-87-103
7. Колесо времени: новый осевой поворот: монография. Новосибирск: НГУЭУ, 2024. 374 с.
8. Колин К.К. О проблеме формирования системы информационного образования в России в условиях цифровой трансформации общества // Знание. Понимание. Умение. 2022. № 2. С. 29–48. DOI: 10.17805/zpu.2022.2.2
9. Михальская А.К. Русский риторический идеал и элитарная речь в современном образовании и воспитании // Международный научный вестник (Вестник Объединения православных ученых). 2015. № 2 (6). С. 8–14.
10. Савельева О.А., Бободжонова О.Н. Влияние интернет-среды на формирование личности обучающихся в современном информационном обществе // Информатика и образование. 2018. № 5 (294). С. 27–30.
11. Федорченко С.Н. Мировоззрение в условиях цифровизации государства // Журнал политических исследований. 2022. Т. 6. № 3. С. 69–90. DOI: 10.12737/2587-6295-2022-6-3-69-90
12. Хлебникова О.В. Клиповое мышление и гештальт постправды в пространстве нарциссической культуры // Идеи и идеалы. 2022. Т. 14. № 3. Ч. 1. С. 195–214. DOI: 10.17212/2075-0862-2022-14.3.1-195-214
13. McIntyre L.C. Post-truth. Cambridge, MA: MIT Press. 2018. 216 p.
14. Nuriymon A. Social danger of social networks // Bulletin Social-Economic and Humanitarian Research. 2020. No. 7 (9). Pр. 43–52. DOI: 10.5281/zenodo.3831467