Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

Об очередном кризисе высшего образования (в порядке обсуждения)

В.П. Соловьёв
$2.50
УДК 378
 

В.П. Соловьев,

канд. техн. наук, профессор

НИТУ МИСИС

e-mail: solovjev@mail.ru

 

Рассматривается проблема кризисного состояния высшего образования на современном этапе. Это связано со стремительной сменой представлений и практик (парадигм) в системе профессионального образования, что требует завершения структуры подготовки кадров, прежде всего технического профиля. Предлагается сохранить бакалавриат с увеличенным сроком обучения как одну из стадий базового высшего образования. Государственные образовательные стандарты для каждого направления подготовки кадров (специальности) утратили свою значимость ввиду отсутствия конкретики. Предлагается разработать стандарты организации учебного процесса для каждой категории образовательных программ (бакалавриат, специалитет, магистратура). Основным документом, определяющим интегральный образ выпускника, содержание обучения и воспитания, образовательные технологии, практическую подготовку, должны стать образовательные программы вузов. Продекларированный в образовательных стандартах компетентностный подход не стал прорывом в повышении качества подготовки студенческой молодежи. Он не привел к кардинальному изменению самого процесса обучения и воспитания и требует серьезной модернизации. Показана необходимость широкого обсуждения проблемы цифровизации и использования искусственного интеллекта в высшей школе.

Ключевые слова: структура высшего образования, образовательные стандарты, компетентностный подход, зачетные единицы, искусственный интеллект, образовательные программы вузов

 

Литература

1. Кумбс Ф.Г. Кризис образования в современном мире. Системный анализ. М.: Прогресс. 1970. 261 с.

2. Адлер Ю.П., Шпер В.Л. Образование в XXI в.: проблемы, перспективы, решения // Качество и жизнь. 2015. № 4. С. 37–45.

3. Выступление Президента РФ В.В. Путина 6 февраля 2025 г. на заседании совета по науке и образованию. URL: http://www.kremlin.ru/events/councils/76222

4. Приказ Минобрнауки России от 12.09.2013 № 1061. URL: https://legalacts.ru/doc/prikaz-minobrnauki-rossii-ot-12092013-n-1061/?ysclid=m7ahqhhcih509263619

5. Стало известно, сколько бюджетных мест будет доступно в вузах в 2025 году. URL: https://skillbox.ru/media/education/stalo-izvestno-skolko-byudzhetnyh-me...

6. Индикаторы образования: 2025: статистический сборник / Н.В. Бондаренко, Т. А. Варламова, Л.М. Гохберг и др. М.: Высшая школа экономики, 2025. 452 с.

7. Стратегия воспитания в образовательной системе России: подходы и проблемы / под ред. И.А. Зимней. М.: Издательский сервис, 2004. 480 с.

8. Зимняя И.А. Общая культура и социально-профессиональная компетентность человека // Высшее образование сегодня. 2005. № 11. С. 14–20.

9. Сенашенко В.С., Стручкова Е.П. Особенности сопряжения высшего образования и сферы труда в условиях структурных преобразований отечественной системы высшего образования // Высшее образование в России. 2025. Т. 34. № 3. С. 31–51.

10. Петрунева Р.М., Васильева В.Д. Болонский тупик … что дальше? // Alma mater (Вестник высшей школы). 2022. № 11. С. 10–21. DOI: 10.20339/AM.11-22.010

11. Ректор МГУ: «Мы заменили фундаментальное образование “компетенциями”». URL: https://www.msu.ru/info/struct/rectintv/rektor-mgu-my-zamenilifundamentalnoe-obrazovanie-kompetentsiyami-.html

12. URL: https://incrussia.ru/news/10-navykov-budushhego/

13. Топ-10 навыков 2025 года по версии Всемирного экономического форума. URL: https://ta-aspect.by/news/top-10-navykov-2025-goda-po-versii-vsemirnogo-...

14. Резаев А.В., Степанов А.М., Трегубова Н.Д. Высшее образование в эпоху искусственного интеллекта // Высшее образование в России. 2024. Т. 33. № 4. С .49–62.

15. Сидняев Н.И., Скобелева Я.В. О проблемах инженерного образования в условиях цифровизации и использования искусственного интеллекта: мировой опыт // Alma mater (Вестник высшей школы). 2025. № 3. С. 8–19. DOI: 10.20339/AM.03-25.008

16. Никольский В.С. Коммуникативный искусственный интеллект: концептуализация новой реальности в образовании // Высшее образование в России. 2025. Т. 34. № 6. С. 152–168.

17. Король А.Д., Бушманова Е.А. Искусственный интеллект в зеркале образования: проблема диалога // Высшее образование в России. 2025. Т. 34. № 2. С. 125–135.

18. Гребнев Л.С. «Образование в законе» и законы в образовании // Высшее образование в России. 2024. Т. 33. № 12. С. 156–168.

19. Кузьминов Я.И., Юдкевич М.М. Университеты в России: как это работает. М.: Изд. дом Высшей школы экономики. 2021. 616 с.

20. Новости образования и науки // Alma mater (Вестник высшей школы). 2021. № 12. С. 3–6.

21. Свидригайлов Г. Россия меняет систему образования: что ждет студентов и преподавателей? // Газета.ru. 25.06.2025. URL: https://www.gazeta.ru/social/2025/06/15/21211700.shtml?ysclid=mbxbw4edvp473166299