В.Д. Васильева,
д-р пед. наук, доцент
Кафедра истории, культуры и социологии
Волгоградский государственный технический университет
e-mail: vasilyevavd2016@yandex.ru
В условиях подготовки к внедрению новой отечественной системы высшего образования и неопределенности перечня социально-гуманитарных дисциплин в образовательных программах технических вузов актуальным становится рассмотрение вопроса о преподавании социологического знания, его роли в формировании универсальных компетенций будущих инженеров, граждан нашей страны.
В статье анализируются проблемы преподавания социологического знания в вузах в последние десятилетия, даются педагогические рекомендации для их разрешения при преподавании социологического знания в техническом вузе.
Ключевые слова: социологическое знание, универсальные компетенции, будущий инженер, технический вуз
Литература
- Проект ФГОС ВО 4-го поколения. [Электронный ресурс]. URL: https://fgosvo.ru/uploadfiles/fgos4/Maket_FGOSVO_41.DOC (дата обращения: 14.04.2025).
- Сенашко В.С. Компетенции в образовательном законодательстве и подзаконных нормативных документах // Alma Mater (Вестник высшей школы). 2024. № 12. С. 8–18. DOI 10.20339/AM.12-24.008
- Архив стандартов ГОС ВПО. Стандарты ГОС ВПО 1993–1999 гг. [Электронный ресурс]. URL: https://fgosvo.ru/archivegosvpo/index/2 (дата обращения: 14.04.2025).
- Архив стандартов ГОС ВПО. Стандарты ГОС ВПО 2000 г. [Электронный ресурс]. URL: https://fgosvo.ru/archivegosvpo/index/5?parent=632&edutype=5 (дата обращения: 14.04.2025).
- Васильева В.Д. Содержание цикла социально-гуманитарных дисциплин в образовательных программах технических вузов: практика и перспектива // Alma Mater (Вестник высшей школы). 2024. № 1. С. 41–47. DOI: 10.20339/AM.01-24.04
- Вагнер Г. Социология: к вопросу о единстве дисциплины // Теория общества: фундаментальные проблемы. М: Канон-Пресс-Ц, 1999. С. 235–261.
- Здравомыслов А.Г. Теории социальной реальности в российской социологии // Мир России. 1999. № 1-2. С. 3–20.
- Балог А. Социология — мультипарадигмальная наука? // Социологические исследования. 2002. № 7. С. 22–31.
- Ядов В.А. Возможности совмещения теоретических парадигм в социологии // Социологический журнал. 2003. № 3. С. 5–19.
- Митрофанова С.Ю. Некоторые проблемы преподавания общей социологии в современных условиях // Педагогические науки. 2017. № 3 (69). Ч. 2. С. 211–214.
- Иванова А.В. Проблема преподавания социологии у студентов непрофильных специальностей // Вестник БГУ. Образование. Личность. Общество. 2017. Вып. 3. С. 49–54.
- Терентьева И.Н. «Социологическое воображение» и преподавание социологии в техническом вузе // Педагогические науки. 2013. № 9 (35). Ч. 1. С. 175–177.
- Попова А.А. Проблемы и перспективы преподавания социально-гуманитарных дисциплин в МГТУ им. Н.Э. Баумана (на примере культурологии и социологии) // Гуманитарный вестник. 2016. Вып. 8. [Электронный ресурс]. URL: http://dx.doi.org/10.18698/2306-8477-2016-08-377
- Вражнова М.Н., Терновая Л.О. Особенности преподавания социологии в транспортном университете // Педагогика. 2022. № 65. С. 187–197.
- Полонников А.А. О миссии гуманитарного обучения в высшей технической школе // Высшее образование в России. 2022. Т. 31. № 4. С. 79–91. DOI: 10.31992/0869-3617-2022-31-4-79-91
- Ивахненко Е.Н., Кузнецова Н.И. О пользе рациональной простоты: как преподавать гуманитарные дисциплины в технических вузах? // Высшее образование в России. 2022. Т. 31. № 4. С. 92–99. DOI: 10.31992/0869-3617-2022-31-4-92-99
- Васильева В.Д. Социально-психологические основы профессиональной деятельности: модульное структурирование // Мир науки, культуры, образования. 2024. № 2 (105). С. 184–186. DOI: 10.24412/1991-5497-2024-2105-184-186
- Васильева В.Д. Концепт как интегратор содержания социально-гуманитарных дисциплин в инженерном образовании // Мир науки, культуры, образования. 2025. № 1 (110). С. 133–136. DOI: 10.24412/1991-5497-2025-1110-133-136
- Кущев Н.П. Формирование ФГОС нового поколения на междисциплинарной основе как необходимое условие повышения качества подготовки инженерных кадров // Alma mater (Вестник высшей школы). 2023. № 6. C. 12–19. DOI: 10.20339/AM.06-23.012
- Лапин Н.И. Предмет и методология социологии // Социологические исследования. 2002. № 8. С. 106–119.
- Платонова С.И. Философские основания социологического знания // Молодой ученый. 2008. № 1 (1). С. 151–161.
- Кудрина С.А. Философские основания и этические последствия социологических теорий // Социологические исследования. 2025. № 1. С. 137–142. DOI 10.31857/S0132162525010123