В.И. Бусурин,
д-р техн. наук, профессор
https://orcid.org/0000-0002-9452-5785
МАИ (НИУ)
Ю.Г. Следков,
канд. техн. наук, доцент,
директор дирекции института № 3
https://orcid.org/0000-0001-6626-7283
МАИ (НИУ)
Н.А. Макаренкова,
канд. техн. наук, доцент
МАИ (НИУ)
https://orcid.org/0000-0002-6269-1092
e-mail: n.a.makarenkova@yandex.ru
В настоящий момент одной из актуальных задач, поставленных перед российскими университетами, является повышение их конкурентоспособности по отношению к ведущим зарубежным вузам. Для анализа перспектив развития инженерного образования проводится оценка существующих показателей эффективности российских и зарубежных рейтингов университетов. Приводятся факторы, оказывающие влияние на положение университетов в рейтингах, и основные различия между российскими и зарубежными системами оценивания. Проводится анализ современных мировых лидеров среди университетов, показывается доминирование университетов, осуществляющих обучение на английском языке. Проводится анализ основных требований к российским высшим учебным заведениям со стороны абитуриентов, студентов, выпускников и их работодателей. Формулируется критерий, который может быть определяющим для оценки качества предоставляемого образования аэрокосмическими университетами, как в России, так и в мире, а именно — интенсивность и качество их взаимодействия в рамках учебной деятельности с представителями промышленности в соответствующей отрасли. Формируется критерий, который может быть основополагающим для популяризации российского образования среди иностранных студентов. Даются общие рекомендации по успешному выполнению существующих показателей эффективности ведущих российских и зарубежных рейтингов вузов.
Ключевые слова: учебный процесс, показатели эффективности, трудоустройство выпускников, аэрокосмическое образование.
Литература
- Бусурин В.И., Следков Ю.Г., Макаренкова Н.А., Румакина А.В., Формирование траектории подготовки студентов к профессиональной деятельности в области систем управления летательными аппаратами на междисциплинарной основе с учетом потребностей промышленности // Alma Mater (Вестник высшей школы), 2023. № 6. С. 56–61. https://doi.org/10.20339/AM.06-23.056 (дата обращения: 11.10.2024).
- https://www.timeshighereducation.com/world-university-rankings/latest/wo... (дата обращения: 11.01.2025).
- https://britannia-study.co.uk/universities/qs-ranking-methodology/ (дата обращения: 09.01.2025).
- https://www.mastersportal.com/rankings/2/academic-ranking-of-world-unive... (дата обращения: 29.12.2024).
- Воробьева Е.С., Краковецкая И.В., Герман М.В., Асланова Д.Х., Мурадова Н.У., Краковецкий В.Е. Интеграция университетов в мировое образовательное пространство: мировые рейтинги конкурентоспособности // Креативная экономика. 2023. Т. 17. № 9. С. 3395–3418.
- https://mai.ru/common/university/_achievments/ (дата обращения 15.01.2025)
- Domaschenko G.A., Fedosova D.V. National university ranking Interfax // Сборник статей и тезисов докладов IX Международной научно-практической конференции студентов, магистрантов и преподавателей. Омск, 2022.
- Алтыникова Н.В. Оценочные материалы как компонент образовательной программы высшего образования. М.: Ай Пи Ар Медиа, 2024. 56 с.
- https://hh.ru/article/31534 (дата обращения: 10.01.2025).
- Эбзеева Ю.Н. Рейтинг университета как элемент аттрактивности для потенциальных абитуриентов // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология. 2023. Т. 23. № 1. С. 33–38.
- https://education.yandex.ru/project/educational-choice (дата обращения: 12.01.2025).
- Бусурин В.И., Следков Ю.Г., Макаренкова Н.А. Совершенствование инженерного образования на основе профессиональных стандартов и опыта зарубежных университетов // Alma Mater (Вестник высшей школы). 2024. № 7. С. 37–41. DOI: https://doi.org/10.20339/AM.07-24.037 (дата обращения: 15.11.2024).