Е.В. Ракович,
аспирантка
Технологический университет имени дважды Героя Советского Союза,
летчика-космонавта А.А. Леонова, МО, г. Королёв
e-mail: elisabetkuzma@gmail.com
В статье рассматриваются основные социологические подходы к анализу социальной экспертизы управленческих решений в образовании на примере Болонской системы и Единого государственного экзамена (ЕГЭ). Цель исследования — оценить эффективность образовательных реформ сквозь призму социальной экспертизы, выявить их социальные последствия и проанализировать их восприятие участниками образовательного процесса. В работе применялись методы контент-анализа нормативных документов и научной литературы по заданной проблематике, глубинное интервью с экспертами, в качестве которых выступали преподаватели и представители администрации образовательных учреждений среднего и высшего уровней образования.
Результаты исследования показали, что Болонская система поспособствовала развитию академической мобильности в стране, но столкнулась с трудностями адаптации в российских реалиях, что в совокупности с внешними факторами привело к отказу от нее. Внедрение ЕГЭ обеспечило прозрачность поступления в вузы, но вместе с этим привело к формализации знаний и росту психологического напряжения среди школьников. В итоге при помощи социальной экспертизы удалось выявить ключевые проблемы, требующие дальнейшего изучения. Полученные в исследовании данные подчеркивают необходимость разработки сбалансированной национальной модели образования, а также дальнейшего изучения социальной экспертизы управленческих решений в системе образования.
Ключевые слова: социальная экспертиза, управленческие решения, социологический анализ, Болонская система, ЕГЭ, система образования
Литература
- Бермус А.Г. Проблемы и перспективы постболонского реформирования системы высшего образования в России: теоретический обзор // Профессиональное образование и воспитание. 2025. № 1 (10).
- Богданова И.И. Отмена Болонской системы: проблемы и перспективы высшего образования в России // Актуальные проблемы педагогики и психологии. 2022. № 8.
- Гусева И.И., Кирилина Т.Ю. Микроракурсы социального в движении социально-гуманитарных наук от антропологизации к цифровизации // Социально-гуманитарные технологии. 2024. № 4 (32). С. 30–35. EDN NVCCNM.
- Доронина Н.Н., Кузнецова Л.Б., Донченко О.Д. Особенности психоэмоционального состояния старшеклассников с разной профессиональной идентичностью в период подготовки к ЕГЭ // Вестник ВятГУ. 2023. № 1 (147). C. 137–144.
- Зборовский Г.Е. Социология образования или образование без социологии? Опыт науковедческого исследования // ИТС. 2022. № 4 (109). С. 655–670.
- Кирилина Т.Ю. Анализ проблем управления организацией в социологии управления и стратегическом менеджменте: различия и точки соприкосновения // Социально-гуманитарные технологии. 2021. № 3 (19). С. 26–33.
- Кирилина Т.Ю. Системный подход в теории управления // Социально-гуманитарные технологии. 2022. № 3 (23). С. 32–38.
- Кирилина Т.Ю., Федотова Т.В. Социологический анализ применения социальных технологий в системе управления образованием // Социально-гуманитарные технологии. 2024. № 2 (30). С. 45–58.
- Кирилина Т.Ю. Становление отечественной социологии управления // Социально-гуманитарные технологии. 2023. № 1 (25). С. 36–42.
- Мальцев А.В., Данилов А.Н., Шкурин Д.В. Отношение выпускников школ к единому государственному экзамену (ЕГЭ) // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2023. № 1 (82). С. 22–28.
- Позднякова Е.В. Государственное управление образованием // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Юридические науки. 2021. № 3–1. С. 37–40.
- Сальков Н.А., Титова Е.Н. Болонская система и перспективы инженерного образования в России // Журнал социологических исследований. 2022. № 3 (7).
- Сухачева А.В., Кочнева О.П., Латфулина А.Р. Социологическое сопровождение управленческих решений на региональном и муниципальном уровнях // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Политические, социологические и экономические науки. 2018. № 1 (7). С. 42–50.
- Шангареева А.А., Аралбаева Г.Г. Сущность управления образованием в России, принципы управления системой образования в регионе // Экономика и социум. 2021. № 5-2 (84).
- Vögtle E.M. 20 years of Bologna: a story of success, a story of failure. Policy convergence and (non-) implementation in the realm of the Bologna Process // Globalizing Higher Education and Strengthening the European Spirit. 2023. Vol. 23.
- Zahavi H., Friedman Y. The Bologna Process: an international higher education regime // The Bologna Process and its Global Strategy. 2019. 9 (14): 1–17. https://doi.org/10.1080/21568235.2018.1561314