Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

Ресурсы формирования инклюзивной среды для студентов с ОВЗ и инвалидностью (на примере города Мурома Владимирской области)

Т.К. Ростовская, Е.Н. Васильева, О.Е. Фомина
$2.50
УДК 316.6+378-056.2
JEL I24
 

 

Т.М. Ростовская,

д-р социологических наук, профессор,

заместитель директора по научной работе

Институт демографических исследований — обособленное подразделение

Федерального научно-исследовательского социологического центра Российской академии наук (ИДИ ФНИСЦ РАН)

e-mail: rostovskaya.tamara@mail.ru

https://orcid.org/0000-0002-1629-7780, AuthorID РИНЦ: 767943, Scopus ID: 57192987864, WoS Research ID: F-5579-2018

Е.Н. Васильева,

д-р социол. наук, доцент, главный научный сотрудник

Институт демографических исследований — обособленное подразделение

Федерального научно-исследовательского социологического центра Российской академии наук (ИДИ ФНИСЦ РАН).

e-mail: vasilevaen@yandex.ru

https://orcid.org/0000-0002-0460-5539, AuthorID РИНЦ: 240731; Scopus ID: 55611633800; WoS Researcher ID: K-6216-2013

О.Е. Фомина,

канд. пед. наук, доцент

кафедры социально гуманитарных и правовых дисциплин

Муромский институт (филиал)

Владимирский государственный университет имени А.Г. и Н.Г. Столетовых

e-mail: olgazemskova@inbox.ru

AuthorID: 645012, https://orcid.org/0000-0003-0959-4557, ScienceID: 23273-135357, Researcher ID: P-3815-2018, Scopus ID: 645012, WoS Researcher ID: K-6216-2013

 

Современное общество развивается в направлении обеспечения равных прав гражданам государства вне зависимости от особенностей здоровья, материального достатка, места проживания и т.д. В то же время актуальность исследования неравного доступа к ресурсам сохраняется, важно осуществлять мониторинг проблем людей (детей) с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и своевременно их решать. В современной России с 2012 года формируется доступная инклюзивная среда для реализации прав молодежи с ОВЗ и инвалидностью на получение качественного высшего образования. Тем не менее не все проблемы в данной области преодолены. Система высшего образования постоянно совершенствуется под влиянием стратегий государственной политики, но остается вопрос — готово ли общество к инициируемым изменениям? В российской науке много исследований, посвященных анализу готовности преподавателей к инклюзивному образованию, однако работ, исследующих отношение нормотипичных студентов к студентам с ОВЗ и инвалидностью, недостаточно. В статье представлены результаты качественного анализа документов, регулирующих формирование инклюзивной среды в российских вузах, и социологического исследования, проведенного в г. Муроме Владимирской области на базе Муромского института (филиала) ФГБОУ «Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых» в 2024 году методом анкетного опроса (выборка квотная, n = 246) и полуструктурированного интервью (выборка целенаправленная, n = 10). Целью исследования было охарактеризовать институциональные, информационные и социальные ресурсы формирования инклюзивной среды в системе высшего образования. Научная новизна и теоретическая значимость работы заключается в исследовании ресурсов развития инклюзивного образовательного пространства вуза (на примере Муромского института (филиала) ФГБОУ «Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»). В результате авторами охарактеризованы и систематизированы ресурсы формирования инклюзивной доступной среды.

Ключевые слова: инвалиды, ограниченные возможности здоровья, инклюзия, институциональные, информационные и социальные ресурсы, высшее образование

Статья подготовлена в рамках гранта РНФ 25-28-00140

 

Литература

1. Демографическое самочувствие регионов России: Национальный демографический доклад – 2023 / Т.К. Ростовская, А.А. Шабунова, А.Р. Абдульзянов [и др.]. Вологда: Вологодский научный центр. 2024. 336 с. ISBN 978-5-89697-427-7. DOI: 10.19181/monogr:978-5-89697-427-7.2024.  EDN ECFVNB.

2. Ярская-Смирнова В.Н., Зайцев Д.В. Габитус инвалидности в поле высшего образования // Журнал исследований социальной политики. 2019. Т. 17. № 4. С. 585–600. DOI: 10.17323/727-0634-2019-17-4-585-600

3. Конвенция о правах инвалидов. Принята резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи от 13 декабря 2006 г. URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/disability.shtml

4. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон № 273-ФЗ. 2 (2) 7. 2012. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174 (дата обращения: 12.12.2024).

5. Богомолова Т.Ю., Коржук С.В. Высшее образование для людей с инвалидностью в России: на пути к инклюзивному формату // Мир экономики и управления. 2018. Т. 18. №. 4. С. 254–268. DOI: 10.25205/2542-0429-2018-18-4-254-268

6. Fligstein, N. Fields, Power and Social Skill: A Critical Analysis of the New Institutionalisms // Journal of Economic Sociology. 1999. 9 (31804). DOI: 10.17323/1726-3247-2001-1-4-25

7. Парсонс Т. О структуре социального действия. М.: Академический Проект. 2000. 880 с.

8. Парсонс Т. Макс Вебер: систематическая теория // О структуре социального действия [Электронный ресурс]. 2000. Гл. 3. URL: http://www.i-u.ru/biblio/archive/parsons_o_strukture/ (дата обращения: 12.11.2024).

9. Вебер 2021 — Вебер М. Хозяйство и общество: очерки понимающей социологии. В 4 т. Т. 1. Социология. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2021.

10. Фомина О.Е., Гуляев С.Б. Проблемы и перспективы социальной адаптации инвалидов малых городах России: по результатам авторского исследования // LOGOS ET PRAXIS. 2024. 23 (1). С. 62–75. URL: https://psst.jvolsu.com/index.php/ru/archive-ru/470-logos-et-praxis-2024-tom-23-1

11. Fomina, O.E. Psychological and pedagogical support of disabled students in university educational area // International Conference on Research Paradigms Transformation in Social Sciences RPTSS 2017 / The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences EpSBS., Future Academy. ISSN: 2357-1330. http://dx.doi.org/10.15405/epsbs.2018.02.43. URL: https://www.europeanproceedings.com/article/10.15405/epsbs.2018.02.43

12. Hamilton, P.R., Hulmem J.A. & Harrison, E.D. Experiences of higher education for students with chronic illnesses // Disability & Society. 2023. 38 (1). Pp. 21–46. https://doi.org/10.1080/09687599.2021.1907549

13. Ярская-Смирнова Е.Р., Ярская В.Н. Агентная позиция людей с инвалидностью в городском пространстве // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2020. 56. С. 223–234. http://doi.org/10.17223/1998863X/56/20

14. Романов П.В., Ярская-Смирнова Е.Р. Инвалиды и общество: двадцать лет спустя // Социологические исследования. 2010. 9. С. 50–58. https://elibrary.ru/item.asp?id=15192617

15. Андреева К.Э., Николаева А.А. Жизнь людей с ограниченными возможностями: мировой опыт и тенденции развития в России // Вестник университета. 2022. № 10. С. 215–222. DOI:10.26425/1816-4277-2022-10-215-222

16. Брюханова Е.А. Позиционирование Красноярского края среди регионов РФ по уровню инклюзивного развития // Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. 2022. № 4 (72). URL: https://eee-region.ru/article/7221/ DOI: 10.24412/1999-2645-2022-472-21

17. Alu Augustine Aduko, King Lizette (2024) Disability policies to guide the provision of facilities, services and resources to students with disabilities: The case of ten Ghanaian academic libraries // The Journal of Academic Librarianship, 2024. Vol. 50. Iss. 6. https://doi.org/10.1016/j.acalib.2024.102970

18. Gómez Catalina López, Farieta-Barrera Alejandro, Sarmiento María Patricia (2025) Evaluation of policies for disability and social inclusion in Colombian higher education // International Journal of Educational Research Open. 2025. Vol. 9. https://doi.org/10.1016/j.ijedro.2025.100454

19. Hunt, Laura K. Clark, Cromwell Josh C., Creel, Stacy (2024) Students with disabilities perceptions on the library and college: Systematic review and case study // The Journal of Academic Librarianship. 2024. Vol. 50. Iss. 1. https://doi.org/10.1016/j.acalib.2023.102827

20. Kayhan Nilay, Sen Mumin, Akcamete Gonul (2015) Opinions of University Students with Disabilities on Current Regulations and Adaptations at Higher Education Institutions // Procedia — Social and Behavioral Sciences. 2015. Vol. 197. Pp. 635–639, https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2015.07.050

21. Деточенко Л.С. Специфика социализации инвалидов: опыт нарративной реконструкции // Журнал социологии и социальной антропологии. 2020. Т. 23. № 2. С. 87–103. DOI: 10.31119/jssa.2020.23.2.4 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=43856136

22. Носенко-Штейн Е.Э. Выйти за пределы «гетто»: стигма инвалидности и попытки ее преодоления // Вестник антропологии. 2021. № 1 (53). С. 36–49. DOI: 10.33876/2311-0546/2021-53-1/36-49

23. Yakren S. «Wrongful birth» claims and the paradox of parenting a child with a disability // Fordham Law Review. 2018. Vol. 87 (2). Pp. 583–628. URL: https://www.researchgate.net/publication/328789845

24. Наберушкина Э.К. Социальное самочувствие и социально-психологическая безопасность студентов с инвалидностью в мегаполисе // Известия Саратовского университета. 2023. 23 (4). C. 366–372. https://doi.org/10.18500/1818-9601-2023-23-4-366-372

25.     Naberushkina, E., Fomina, O., Levshits, A., & Knyazkova, E. (2024). Social Profile of Mothers Raising Children with Disabilities: A Survey in Rural and Small-Town Russia // Changing Societies & Personalities, 8 (2): 313–333. DOI: 10.15826/csp.2024.8.2.276

26. Руднева И.А., Козырева О.А. Профессиональные барьеры в готовности будущих педагогов к инклюзии // Высшее образование в России. 2023. Т. 32. № 11. С. 136–152. DOI: 10.31992/0869-3617-2023-32-11-136-152

27. Амбарова П.А., Зборовский Г.Е., Никольский В.С., Шаброва Н.В. Академическая и социокультурная адаптация студентов в вузах России // Высшее образование в России. 2022. Т. 31. № 12. С. 9–30. DOI: 10.31992/0869-3617-2022-31-12-9-30

28. Кувшинова И.А., Мицан Е.Л., Разумова Е.М., Шулева Е.И. Современные технологии инклюзивного образования в высшей школе // Высшее образование в России. 2019. Т. 28. № 6. С. 138–148. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2019-28-6-138-148

29. Ионцева М.В., Гришаева С.А., Айвазян М.А. Образовательные потребности и возможности адаптации студентов с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья в системе высшего образования // Вестник университета. 2023. № 5. С. 196–203.

30. Яковлева И.М., Караневская О.В., Афанасьева Ю.А. Волонтерская деятельность студентов по сопровождению детей с расстройствами аутистического спектра // Высшее образование в России. 2017. № 8/9 (215). С. 152–158.

31. Никольский В.С. «Обучение служением» или “Service Learning”? Дискуссия о концептуальных основаниях педагогического подхода // Высшее образование в России. 2024. Т. 33. № 8-9. С. 84–94. DOI: 10.31992/0869-3617-2024-33-8-9-84-94

32. Рябова Н.В., Карпунина О.И. Подготовка педагогов для инклюзивного образования // Высшее образование в России. 2016. № 10 (205). С. 119–124.

33. Егоров И.Н., Панфилов А.А. Интегрированное и инклюзивное высшее образование во Владимирском государственном университете: состояние и перспективы развития // Психологическая наука и образование. 2017. Т. 22. № 1. C. 130–139. DOI: 10.17759/pse.2017220114