Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

Социальный капитал молодежи Вологодской области

Н.Н. Ясников
$2.50
УДК 316.4-053(470+571-32)
 

Н.Н. Ясников,

преподаватель-исследователь, младший научный сотрудник

 Вологодский научный центр РАН, г. Череповец

e-mail: nyasnikov94@mail.ru

https://orcid.org/0000-0003-1845-154X

 

Работа посвящена изучению социального капитала молодежи Вологодской области. Изучение социального капитала молодежи необходимо для понимания динамики социальных изменений и формирования будущих лидеров общества, поскольку именно в этом возрасте происходит активное усвоение социальных ролей и норм, что влияет на их дальнейшую жизнедеятельность и профессиональную идентичность. Тематика социального капитала сегодня вызывает всё больший интерес у научного сообщества, в том числе и в отношении такой социальной группы, как молодежь. Всё больше появляется статей, в которых обосновывается важность изучения социального капитала молодежи, но большинство из них описывает опыт работы зарубежных исследователей. Отечественные научные публикации чаще посвящаются вопросу не социального, а человеческого капитала. В связи с этим было принято решение изучить особенности социального капитала Вологодской молодежи и его связи с их социальными настроениями и восприятием окружающего общества. Исследование проводилось с применением индикаторной модели социального капитала, на базе опроса общественного мнения, осуществленного Вологодским научным центром РАН в 2024 году на территории Вологодской области. Результаты исследования показали, что обладание более высокими уровнями социального капитала связано с более позитивными социальными настроениями и оценками окружающей действительности. Молодые люди с высоким уровнем социального капитала чаще приходят к выводу, что общество по большей степени устроено справедливо, а люди в нем живут в согласии.

Ключевые слова: социальный капитал, молодежь, Вологодская область, регион, социальные настроения

 

 

Литература

  1. Апенько С.Н., Лукаш А.В., Давыдов А.И. Интеграция университетов и работодателей — потенциал в формировании социального капитала // Высшее образование в России. 2024. Т. 33 (7). С. 144–164. DOI: 10.31992/0869-3617-2024-33-7-144-164

  2. Гужавина Т.А., Ясников Н.Н. «Связь социального капитала с коллективными действиями в молодежной среде. Кейс Вологодской области». Научный результат // Социальные и гуманитарные исследования. 2022. Т. 8. № 2. С. 106–123.

  3. Гусева П.Д. Демонстрации как форма неинституционализированного политического участия: связь с доверием к институтам и рисками политического режима (по данным европейского социального исследования, 2020–2022 гг.) // Социологический журнал. 2024. Т. 30. № 4. С. 54–78.

  4. Коллективные действия и социальный капитал в российском обществе: монография / Т.А. Гужавина, Д.В. Афанасьев, К.Е. Косыгина, Ю.В. Уханова, И.Н. Дементьева, Н.Н. Ясников, Д.А. Ластовкина. Вологда: Вологодский научный центр РАН, 2022. 228 с.

  5. Лисовский В.Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России. СПб., 2000. 512 с.

  6. Петухов Р.В. Институциональные изменения и динамика доверия местной власти в современной России // Социологические исследования. 2024. № 11. С. 74–86. DOI: 10.31857/S0132162524110066

  7. Пеша А.В. Факторы построения и развития академической карьеры: системный теоретический анализ // Высшее образование в России. 2023. Т. 32. № 7. С. 9–34. DOI:10.31992/0869-3617-2023-32-7-9-34

  1. Региональный социальный капитал в условиях кризиса / Гужавина Т.А. Афанасьев Д.В., Воробьева И.Н., Дементьева И.Н. и др. Череповец: ЧГУ, 2018. 220 с.
  2. Bano, S., Cisheng, W., Ali Nawaz Khan, Naseer Abbas Khan. WhatsApp use and student’s psychological well-being: Role of social capital and social integration. Children and Youth Services Review. 2019. Vol. 103. P. 200–208. https://doi.org/10.1016/j.childyouth.2019.06.002
  3.  Boat, A.A., Syvertsen, A.K., Scales, P.C. The role of social capital in promoting work readiness among opportunity youth. Children and Youth Services Review. 2021. Vol. 131. P. 106270. https://doi.org/10.1016/j.childyouth.2021.
  4.  Dolan, P. Social support, empathy, social capital and civic engagement: Intersecting theories for youth development. Education, Citizenship and Social Justice. 2022. Vol. 17. No. 3. P. 255–267.
  5.  Gaoming, M., Qiaobing, W. Social capital and educational inequality of migrant children in contemporary China: A multilevel mediation analysis. Children and Youth Services Review. 2019. Vol. 99. P. 165–171. https://doi.org/10.1016/j.childyouth.2019.02.002.
  6.  Iqbal, M.M.A., Mahmood, Q.K., Saud, M., Hayat, N. Social capital and happiness in university students: a higher-order analysis. International Journal of Adolescence and Youth. 2023. Vol. 28 (1). https://doi.org/10.1080/02673843.2023.2261526
  7.  Jinho, A., Jae-sung Choi. Impact of Social Capital on Social Isolation in Young Adults: A Longitudinal Analysis of Comparing the Employed and the Unemployed. Forum for youth culture. 2022. Vol. 0. No. 72. P. 105–136. DOI:10.17854/ffyc.2022.10.72.105
  8.  Jordan, L.P.; Zhou, X.; Fang, L.; Wu, Q.; Ren, Q. Remaining in School in Rural China: Social Capital and Academic Self-Efficacy. Youth. 2022. No. 2. P. 138–149. https://doi.org/10.3390/youth2020011
  9.  Kan, W.S. To explore the relationship between online social capital and future expectation among university students in Hong Kong. International Journal of Adolescence and Youth. 2023. Vol. 28 (1). https://doi.org/10.1080/02673843.2023.2272616
  10.  Kim E, Song, MK. Profiles of Social Capital and the Association with Depressive Symptoms Among Multicultural Adolescents in Korea: A Latent Profile Analysis. Front. Public Health. 2022. 08 March. Vol. 10. P. 794729. DOI: 10.3389/fpubh.2022.794729. PMID: 35345507. PMCID: PMC8957210.
  11.  Mou, X. The Intrinsic Logic, Realistic Dilemmas, and Development Path of Youth Physical Health Coordinated Governance Based on Social Capital Theory in China. Frontiers in Humanities and Social Sciences. 2025. Vol. 5 (1). P. 106–114. https://doi.org/10.54691/g5a2rp84
  12.  Ogden, L.J., Mazzucato, V. Transnational Peer Relationships as Social Capital: Mobile Migrant Youth between Ghana and Germany. Journal of Youth Studies. 2021. Vol. 25 (3). P. 344–361. DOI:10.1080/13676261.2020.1869197
  13.  Park, Sung-joon. The longitudinal effects of youth social capital on self-rated health. Studies on Korean Youth. 2018. Vol. 29. No. 2. P. 241–269. DOI: 10.14816/sky.2018.29.2.241
  14.  Pearce, S., Kristjansson, E. Perceptions of the Physical and Social Neighbourhood Environment and Youth Volunteerism: Canada’s Capital Region. Canadian Journal of Nonprofit and Social Economy Research. 2019. Vol. 10. Iss. 1. P. 41–60. https://doi.org/10.22230/cjnser.2019v10n1a291
  15.  Skobba, K., Meyers, D., Tiller, L. Getting by and getting ahead: Social capital and transition to college among homeless and foster youth. Children and Youth Services Review. 2018. Vol. 94. P. 198–206. https://doi.org/10.1016/j.childyouth.2018.10.003.
  16.  Sobba, K.N. Correlates and buffers of school avoidance: a review of school avoidance literature and applying social capital as a potential safeguard. International Journal of Adolescence and Youth. 2018. Vol. 24 (3). P. 380–394. https://doi.org/10.1080/02673843.2018.1524772