Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

Философия для не-философов и будущее техногенной цивилизации

Н.В. Попкова
$2.50
УДК 101
 

Н.В. Попкова,

д-р филос. наук, канд. техн. наук, доцент,

профессор кафедры «Гуманитарные и социальные дисциплины»

Брянский государственный технический университет

e-mail: npopkova12@rambler.ru

 

Рассмотрены основные функции высшего образования как социального института — адаптивная (получение молодым человеком определенной профессии) и креативная (развитие способности творчески совершенствовать профессиональную деятельность и оценивать ее перспективы с точки зрения глобальных процессов). Показано, что гуманитарные дисциплины незаменимы для реализации второй, креативной функции, и центральное место среди них занимает философия: она синтезирует их результаты и предоставляет терминологию для их формулировки. Перечислены социальные функции философии, способные помочь в реализации креативной функции образования: мировоззренческая (формирование целостной картины мира на базе духовных ценностей и дискурсивного мышления), критическая (разработка методов обоснования и проверки суждений), собственно креативная (выдвижение нестандартных концепций, обсуждение которых продвигает мышление на новую ступень). Тем не менее сегодня именно философия и другие гуманитарные дисциплины при составлении учебных планов отодвигаются на задний план и обрекаются на постоянное сокращение аудиторных часов: среди причин указаны недостаточная осведомленность многих преподавателей в области современных философских разработок и узко-прагматические ориентиры руководства образовательных учреждений. Делается вывод, что построение гуманного будущего невозможно без гуманизации образования, а значит — без его гуманитаризации.

Ключевые слова: философия, высшее образование, мировоззрение, современное общество, креативность, критическое мышление, будущее цивилизации

 

Литература

  1. Габриелян О.А., Гарбузов Д.В. URBI ET ORBI: место и роль философии в современном университете и обществе // Alma mater (Вестник высшей школы). 2024. № 5. С. 12–19. DOI: 10.20339/AM.05-24.012
  2. Гусейнов А.А. Философия как этический проект // Вопросы философии. 2014. № 5. С. 16–26.
  3. Гусева Е.А., Панфилова М.И. К дискуссии о вузовской философии: что, как, зачем // Высшее образование в России. 2019. Т. 28. № 2. С. 69–78. DOI: 10.31992/0869-3617-2019-28-2-69-78
  4. Жуков В.Н. «Стремясь высокое унизить до себя…» // Alma mater (Вестник высшей школы). 2025. № 1. С. 6–10. DOI: 10.20339/AM.01-25.006
  5. Кондрашов П.Н. Философия как теоретическая форма мировоззрения и экзистенциальное отношение человека к миру // Alma mater (Вестник высшей школы). 2016. № 11. С. 9–12.
  6. Липский Б.И. Курс философии в структуре высшего образования // Философия науки. 2016. № 6. С. 24–34.
  7. Ойзерман Т.И. О смысле вопроса «что такое философия?» // Эпистемология и философия науки. 2019. Т. 56. № 2. С. 181–202.
  8. Попкова Н.В. Гуманитаризация преподавания философии как борьба с экспансией технической рациональности // Alma mater (Вестник высшей школы). 2019. № 2. С. 16-21. DOI 10.20339/AM.02-19.016
  9. Попкова Н.В. Философия в российской высшей школе: цель и препятствия // Alma mater (Вестник высшей школы). 2022. № 10. С. 39-43. DOI 10.20339/AM.10-22.039
  10. Порус В.Н. Реформа вузовской философии как условие ее выживания // Высшее образование в России. 2008. № 2. С. 26–33.
  11. Пятилетова Л.В. Преподавание философии для студентов поколения Z в современном техническом университете // Alma mater (Вестник высшей школы). 2024. № 8. С. 16–20. DOI: 10.20339/AM.08-24.016
  12. Розин В.М. Приобщение к философии: Новый педагогический опыт. М.: ЛИБРОКОМ, 2009. 384 с.
  13. Хлебникова О.В. Преподавание философии в призме современности // Alma mater (Вестник высшей школы). 2015. № 7. С. 24–28.
  14. Чешев В.В. Инженерное мышление в антропологическом контексте // Философия науки и техники. 2016. Т. 21. № 1. С. 104–117.