Н.П. Суханова,
кандидат филос. наук, доцент,
кафедра философии и гуманитарных наук
Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ»
eLibrary SPIN-код: 2647-7829, AuthorID: 599434
е-mail: konfngi@yandex.ru
Четвертая промышленная революция, открывающая новый цифровой ландшафт человеческой практики, требует переосмысления образовательной парадигмы. Акцентируется внимание на модели исследовательского образования, нацеленного на формирование особых методологических навыков работы с информацией. Показывается первостепенная значимость компетенции критического мышления в профессиональном будущем выпускника вуза. Выявляется взаимосвязь критического и логического мышления, дается обоснование логики как инструмента в образовании для развития критического мышления. Анализируются позиции курса «Логика и критическое мышление», преподаваемого студентам экономического университета. Демонстрируются опорные конструкции программы курса в развитии умения эффективно мыслить. Делается вывод о методологической значимости критического мышления в изучении профессиональных курсов.
Ключевые слова: образование, критическое мышление, логика, исследовательская парадигма, цифровизация, информация.
Литература
1. Боровинская Д.Н. Актуализированная модель мышления для формирования креативного в образовании // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2022. № 68. С. 120–131. DOI: 10.17223/1998863X/68/12
2. Грифцова И.Н., Линьков В.В. К вопросу о связи теории и практики в образовании: социокультурные факторы и их влияние на образовательный процесс // Развитие личности. 2018. № 2. С. 13–15.
3. Данилаев Д.П., Маливанов Н.Н. Цифровизация инженерного образования. Часть 1: Проблемы, целевые задачи и направления // Alma Mater (Вестник высшей школы). 2024. № 11. С. 8–18. DOI: 10.20339/AM.11-24.008
4. Калмыкова С.В., Андреева А.А. Трансформация образовательного процесса в вузе в условиях цифровизации // Современное педагогическое образование. 2023. № 11. С. 254–258.
5. Наумова Е.И., Соколов Е.Г. Дискурс университета: знание в эпоху современных форм развития капитализма // Высшее образование в России. 2021. Т. 30. № 3. С. 142–150. DOI: 10.31992/0869-3617-2021-30-3-142-150
6. Петров М.А., Голдаева А.В. Образовательный процесс в контексте социально-информационной реальности // Философия образования. 2021. Т. 21. № 2. С. 140–156. DOI: 10.15372/PHE20210209
7. Суханова Н.П. Принципы эффективной аргументации в организации курса по критическому мышлению // Вестник Челябинского государственного университета. 2024. № 9 (491). С. 68–75. DOI: 10.47475/1994-2796-2024-491-9-68-75
8. Талеб Н.Н. Черный лебедь. Под знаком непредсказуемости. М.: КоЛибри, Азбука-Аттикус, 2022. 736 с.
9. Шваб К., Дэвис Н. Технологии Четвертой промышленной революции. М.: Эксмо, 2018. 320 с.