М.Ю. Еремина,
канд. ист. наук, старший преподаватель
кафедры иностранных языков исторического факультета
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова,
e-mail: EreminaMY@my.msu.ru
О.А. Свешникова,
канд. филол. наук, доцент
кафедры русского языка № 4 Института русского языка
Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы, г. Москва
e-mail: sveshnikova_oa@pfur.ru
Проблемный метод — один из современных и эффективных способов обучения, предполагающий получение знаний учащимися не в очевидном или готовом виде, а в процессе разрешения заданной проблемы — решения проблемного вопроса. В центре проблемного метода находится учебная ситуация, для разрешения которой необходимо самостоятельно овладеть новыми знаниями путем аналитического мышления. Подобный учебный прием стимулирует познавательную и исследовательскую деятельность учащихся, способствует проявлению их индивидуальных особенностей и творческого потенциала. Полученные таким образом знания хорошо усваиваются и могут эффективно применяться в дальнейшем. Разрешая проблему путем собственных размышлений и догадок, учащиеся начинают глубоко анализировать и понимать суть изучаемого материала. В статье описывается использование проблемного метода при обучении иностранным языкам. Приводятся в качестве примера методические разработки по обучению английскому языку, а также описывается применение проблемного метода при обучении РКИ. Данный метод работы особенно важен для иностранцев, поскольку они живут в иноязычном обществе. Таким образом, и при обучении иностранным языкам, и при обучении РКИ проблемный метод помогает сформировать у обучающихся коммуникативную компетенцию, а также навыки самостоятельного освоения новых знаний, способствует проявлению творческих и аналитических способностей, приобретению глубокого понимания нового материала и формированию исследовательских навыков.
Ключевые слова: обучение английскому языку студентов-историков, обучение русскому языку студентов-иностранцев, проблемный метод, проблемные задания.
Литература
1. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий: (теория и практика обучения языкам). М.: ИКАР, 2010. 446 с.
2. Калинина Ю.М., Свешникова О.А. Лексико-грамматический практикум по русскому языку для иностранных студентов инженерных и естественно-научных специальностей: учебно- методическое пособие. Ч. 1. М.: РУДН, 2019. 121 с.
3. Калинина Ю.М., Свешникова О.А. Лексико-грамматический практикум по русскому языку для иностранных студентов инженерных и естественно-научных специальностей: учебно- методическое пособие. Ч. 2. М.: РУДН, 2019. 106 с.
4. Большая Российская Энциклопедия. URL: https://bigenc.ru/c/problemnoe-obuchenie-f7d242 (дата обращения: 13.03.2024).
5. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. М., 2002.
6. Кудрявцев В.Т. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. М., 1991.
7. Лернер И.Я. Проблемное обучение // Новое в жизни, науке, технике. Серия «Педагогика и психология». М.: Знание, 1974. Вып 7. 64 с.
8. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М.: Педагогика. 1972.
9. Хуторской А.В. Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения. М.: Изд-во МГУ, 2003. 174 с.
10. General Election 2019: full results and analysis. URL: https://commonslibrary.parliament.uk/ (дата обращения: 18.03.2024).
11. Labour Party Manifesto, URL: https://archive.org/details/2019labourpartymanifesto/page/8/mode/2up (дата обращения: 20.03.2024).
12. Official Leaders’ Debate Federal Election 2019 URL: https://archive.org/details/officialleadersdebatefederalelection2019youtube720p (дата обращения: 20.03.2024).
13. The Guardian. URL: https://www.theguardian.com/politics/ng-interactive/2019/dec/12/uk-general-election-2019-full-results-live-labour-conservatives-tories (дата обращения: 23.03.2024).
14. Dewey John. How we think. Boston, New York, Chicago. P. 12. URL: https://archive.org/details/howwethink000838mbp/page/n10/mode/1up (дата обращения: 23.03.2024).
15. Conservative and Unionist Party Manifesto. URL: https://archive.org/details/ConservativeandUnionistPartyManifesto2019 (дата обращения: 23.03.2024).