О.А. Немова,
канд. соц. наук, доцент
Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина
e-mail: nhl_@list.ru
Т.В. Свадьбина,
д-р философ. наук, профессор
Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина
e-mail: tsvadbina@mail.ru
В статье анализируются представления студентов о значении и востребованности профессии, которую они выбрали при поступлении в вуз, и ожидаемая степень удовлетворения своих способностей и возможностей от включенности именно в этот вид деятельности. Проблемы ожидаемой профессиональной самореализации студентов рассматриваются в контексте необходимой приверженности учащейся молодежи базовым традиционным ценностям при одновременном наличии (или создании государством) экономических и социокультурных условий для закрепления молодых специалистов в выбранной профессии и сводящих к минимуму риск разочарования в ней ввиду неоправдавшихся надежд. Статья основана на результатах социологического исследования на тему: «Профессиональное самоопределение студенческой молодежи Нижнего Новгорода», проведенного в сентябре-октябре 2024 года. Метод сбора информации — анкетный опрос студентов 1–5 курсов очных отделений различных направлений подготовки 5 ведущих вузов г. Нижнего Новгорода, n=1230, из которых 22,8% юношей и 77,2% девушек. Выборка целевая, квотная по полу, возрасту, курсам обучения и вузам города. Результаты исследования были обработаны с помощью программы SPSS-21. По итогам авторского исследования сделаны предложения по корректировке молодежной политики в сфере профориентации, образования и трудоустройства современной студенческой молодежи.
Ключевые слова: студенческая молодежь, профессиональный выбор и реализация личностного потенциала, базовые традиционные ценности, государственная молодежная политика по кадровому закреплению выпускников, профориентация, региональный контекст профессиональных предпочтений.
Публикация подготовлена в рамках реализации программы развития ФГБОУ ВО «НГПУ им. К. Минина» на 2024-2033 годы, направленной на выполнение показателей программы стратегического академического лидерства «Приоритет-2030».
Литература
- Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Молодежь России в зеркале социологии. К итогам многолетних исследований: монография. М.: ФНИСЦ РАН, 2020. 688 с.
- Немова О.А. Трудовые ценности и трудовые установки учащихся средне профессиональных учебных заведений г. Нижнего Новгорода // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Социология. Педагогика. Психология. 2020. Т. 6 (72). № 1. С. 3–12.
- Свадьбина Т.В., Козырьков В.П., Немова О.А. Человек и его жизнь как ценность (философско-антропологический и социокультурный контекст). Нижний Новгород: НГПУ им. К. Минина, 2023. 198 с.
- Ситникова И.В. Процесс профессионального самоопределения молодежи: школа-вуз-рынок труда (на примере Нижегородского региона): автореф. дис. … канд. социол. наук. Нижний Новгород, 2022.
- Магун В.С. Эволюция базовых ценностей российского населения. 2006–2021годы // Социологические исследования. 2023. № 12. С. 44–58.
- Клупт М.А. Динамика идеалов в современной России: опыт системного анализа // Социологические исследования. 2024. № 1. С. 136–146.
- Лихачев Д.С. Время сближения. М.: АСТ, 2019. 394 с.
- Parsons T. The professions and social structure // Parsons T. Essays in sociological theory. — Glencoe (il): free Press, 1954. P. 34–49.