М.И. Насруллаев,
канд. ист. наук, доцент
кафедры истории Узбекистана
Самаркандский государственный университет
имени Шарофа Рашидова, Узбекистан
е-mail: mnasrullaev54@mail.ru
В статье рассматриваются предпосылки, определившие возникновение и развитие системы образования, особенно ее второго уровня — медресе, сыгравших главную роль в формировании Среднеазиатского Ренессанса. На основе изучения фактического материала утверждается, что медресе в Средней Азии появились на рубеже IX–X веков. Также обосновывается роль в этом деле традиций организации обучения, возникших в древние времена, деятельности государств и религиозных учреждений ислама, направленных на поддержку системы образования.
Ключевые слова: просвещение, религиозная основа, писменность, начальная школа, образованность, исламская религия, централизованные государства, вакуфы, ученые-энциклопедисты
Литература
1. Исхоқов М. Уч алфавитли ёзув. Фан ва турмуш. Тошкент: 1983. № 3. С. 18–19.
2. Қаюмов А., Исхоқов М., Отахўжаев А., Содиқов Қ. Қадимги ёзма ёдгорликлар. Тошкент: Ёзувчи, 2000. С. 4–31, 33–80.
3. Лившиц В.А., Хромов А.Л. Согдийский язык // Основы иранского языкознания. Среднеиранские языки. М.: Наука, 1981. С. 347–541.
4. Ғойипов Б. Сўғдий ёзув маданиятимиз кўзгуси // Имом ал Бухорий сабоқлари. 2013. № 4. С. 278–284.
5. История Узбекской ССР. Т. 1. Ташкент: Фан, 1967.
6. Ҳамиджон Ҳомидий. Зардўштийликнинг таълим тизими. (Система образования зороастризма) // Маърифат. 2000 йил, 29 январь.
7. Gadriyat. URL: uz./ibrat/1029.
8. Гафуров Б.Г. Таджики. Кн. 2. Душанбе: Ирфон, 1989.
9. https://madrasa.uz/madrasa-darslik/397-abadiy-ziyo-maskani.html
10. Адам Мец. Мусульманский ренессанс. М.: Наука. 1978.