Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

Цифровизация инженерного образования. Часть 2: Элементы и их восприятие

Д.П. Данилаев, Н.Н. Маливанов
$2.50
УДК 378::62-042:004
 

Д.П. Данилаев,

д-р техн. наук, доцент,

заведующий кафедрой электронных и квантовых средств передачи информации

Казанский национальный исследовательский технический университет им. А.Н. Туполева (КНИТУ-КАИ)

SPIN-код: 9783-7717, https://orcid.org/0000-0001-6536-2334

e-mail: dpdanilaev@kai.ru

Н.Н. Маливанов,

 д-р пед. наук, профессор,

 заведующий кафедрой автоматики и управления

Казанский национальный исследовательский технический университет им. А.Н. Туполева (КНИТУ-КАИ)

SPIN-код: 9783-7717, https://orcid.org/0000-0001-6536-2334

 e-mail: nnmalivanov@kai.ru

 

При планировании содержания и технологий подготовки инженеров необходимо уделять внимание гармоничному охвату элементов всех трех направлений развития цифровизации: информационно-коммуникационной инфраструктуры, информационных систем и среды (платформы), цифровых двойников. Этим вопросам стоит отводить отдельные разделы подготовки, например, в порядке получения микроквалификаций либо интегрированно — в рамках проектного или практического обучения. Формы и средства реализации этих направлений цифровизации могут быть разные. Цель статьи — обзор новых элементов и средств цифровизации инженерного образования и анализ их восприятия в академической среде.

Появление новых элементов в образовании часто носит стихийный, неуправляемый характер. Появляется угроза подмены этими средствами системного, очного процесса подготовки инженеров. Очень мало места во внедряемых цифровых технологиях занимают фронтальные инновационные решения, захватывающие и промышленность, и инженерное образование. В связи с этим присутствует негативное отношение академического сообщества к разного рода инновациям: информационным, телекоммуникационным и др. Тем не менее появляющиеся новые информационные технология охватывают все три направления цифровизации инженерного образования.

Многомерность цифровых технологий в образовании заключается в их разной целевой направленности и аудитории, разной природе и источниках их происхождения, в разных формах их применения, а также в различной социально-психологической природе этих средств. Важной задачей системы инженерного образования является интеграция разнообразных, многомерных цифровых средств и технологий на единой платформе для организации их системного и структурированного изложения и освоения. Эта платформа может быть реализована на базе форматов цифрового кластера или цифрового предприятия.

Ключевые слова: инженерное образование, цифровизация образования, электронное образование, подготовка технических специалистов, подготовка инженеров, взаимодействие вузов и работодателей, информационная образовательная среда, информатизация образования, цифровое образование

 

Благодарности. Научные исследования проведены при финансовой поддержке Минобрнауки России в рамках исполнения обязательств по Соглашению № 075-03-2024-067 от 17.01.2024

 

Литература

1. Ивахненко Е.Н., Никольский В.С. ChatGPT в высшем образовании и науке: угроза или ценный ресурс? // Высшее образование в России. 2023. Т. 32. № 4. С. 9–22. DOI: 10.31992/0869-3617-2023-32-4-9-22

2. Романенко К.Р., Макарьева А.Ю. Стадитьюб: образовательные блогеры в экосистеме высшего образования // Высшее образование в России. 2023. Т. 32. № 4. С. 156–168. DOI: 10.31992/0869-3617-2023-32-4-156-168

3. Иващенко А.В., Диязитдинова А.Р., Кривошеев А.В., Никифоров Т.В. Поиск пропорции естественного и искусственного интеллекта в прикладных задачах цифровой экономики // Инфокоммуникационные технологии. 2020. Т. 18. № 1. С. 68–76. DOI: 10.18469/ikt.2020.18.1.11

4. Данилаев Д.П., Маливанов Н.Н. Функционал преподавателя технического вуза: целевые ориентиры // Высшее образование в России. 2023. Т. 32. № 3. С. 48–66. DOI: 10.31992/0869-3617-2023-32-3-48-66

5. Тхагапсоев Х.Г., Яхутлов М.М. Поиск резервов в тисках «вменённого»: к парадоксам нашей стратегии образования // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. № 12. С. 95–103. DOI: 10.31992/0869-3617-2020-29-12-95-103

6. Абрамов Р.Н., Груздев И.А., Терентьев Е.А. и др. Университетские преподаватели и цифровизация образования: накануне дистанционного форс-мажора // Университетское управление: практика и анализ. 2020. Т. 24. № 2. С. 59–74. DOI: 10.15826/umpa.2020.02.014

7. Бабкин А.В., Шкарупета Е.В., Ташенова Л.В. Методика оценки конвергентности цифровой индустриализации и индустриальной цифровизации в условиях Индустрии 4.0 и 5.0. // π-Economy. 2023. 16 (5): 91–108. https://doi.org/10.18721/JE.16507

8. Исаев А.П., Плотников Л.В. Адаптация или деградация: что происходит с образовательной инновацией в условиях типового образовательного процесса? // Высшее образование в России. 2023. Т. 32. № 2. С. 149–166. DOI: 10.31992/0869-3617-2023-32-2-149-166