Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

Взаимосвязь эмоционального интеллекта и психологических стратегий совладающего поведения

И.В. Борисов, Н.В. Серегина, Н.П. Катунина, Е.Н. Стратиенко
$2.50
УДК 159.95-053
 

И.В. Борисова,

канд. психол. наук, доцент

e-mail: irmarbor1@yandex.ru

Н.В. Серегина,

канд. пед. наук, доцент

e-mail: nata0479@yandex.ru

Н.П. Катунина,

д-р биол. наук, профессор,

e-mail: npkatunina@mail.ru

Е.Н. Стратиенко,

д-р мед. наук, профессор,

e-mail: stratienko@list.ru

Брянский государственный

университет имени академика И.Г. Петровского

 

В статье представлен анализ результатов исследования взаимосвязи эмоционального интеллекта и психологических стратегий совладающего поведения подростков. Исследование взаимосвязи эмоционального интеллекта и психологических стратегий совладающего поведения подростков является актуальным, так как подростковый возраст характеризуется интенсивными эмоциональными переживаниями, поиском своего места в обществе, а также формированием личности. Поэтому важно исследовать, как эмоциональный интеллект и психологические стратегии совладания влияют на психологическое благополучие подростков и их способность эффективно справляться с жизненными трудностями. При изучении проблемы применялись методики для диагностики уровня эмоционального интеллекта и определения доминирующих способов совладания. Результаты корреляционного анализа с помощью коэффициента Пирсона выявили значимую корреляционную связь между стратегией «Конфронтационный копинг» и «Самомотивацией», между копинг-стратегией «Самоконтроль» и составляющими эмоционального интеллекта «Самомотивация» и «Эмпатия». Также значимая взаимосвязь выявлена между уровнем по шкале «Понимание эмоций» и стратегии «Принятие ответственности», между копинг-стратегий «Планирование решения проблемы» и составляющими эмоционального интеллекта «Самомотивация» и «Эмпатия». Выявленные взаимосвязи показывают, что у подростков с более высоким уровнем эмоционального интеллекта наблюдается более эффективное совладание с жизненными стрессами и проблемами, поэтому развитие навыков эмоционального интеллекта может способствовать улучшению психологического благополучия подростков и помочь им успешно справляться с трудностями в повседневной жизни.

Ключевые слова: эмоциональный интеллект, стратегии совладающего поведения, подросток, взаимосвязь.

 

Литература

  1. Андреева И.Н. Гендерные различия в выраженности компонентов эмоционального интеллекта // Психологический журнал. 2008. № 1. С. 39–43.
  2. Андреева И.Н. Эмоциональный интеллект и эмоциональная креативность: специфика и взаимодействие. Новополоцк: Полоцкий гос. ун-т, 2020. 356 с.
  3. Белоконь О.В. Взаимосвязь эмоционального и социального интеллекта с лидерством: автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 2008.
  4. Давыдова Ю.В. Гендерный аспект изучения эмоционального интеллекта подростков // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2010. № 4. С. 113–118. EDN NBGLIF.
  5. Корытова Г.С., Еремина Ю.А. Защитно-совладающее поведение: ретроспективная реконструкция понятия // Вестник ТГПУ. 2015. № 3 (156). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zaschitno-sovladayuschee-povedenie retrospektivnaya-rekonstruktsiya-ponyatiya
  6. Люсин Д.В. Современные представления об эмоциональном интеллекте // Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. М.: Институт психологии РАН, 2004. 260 с. С. 29–36.
  7. Меркурьев Д.В. Совладающее поведение личности: обзор исследований // Вестник Челябинского государственного университета. Образование и здравоохранение. 2023. № 1 (21). С. 48–57.
  8. Рыжов Д.М. Современные представления об эмоциональном интеллекте // Вестник ЧГПУ им. И.Я. Яковлева. 2012. № 1-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-predstavleniya-ob-emotsion...
  9. Шевырева Е.Г., Федосова И.В. Основные теоретические модели эмоционального интеллекта // Бюллетень науки и практики. 2016. № 9 (10). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-teoreticheskie-modeli-emotsionalnogo-intellekta