Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

Роль школы в профилактике употребления психоактивных веществ среди учащихся: программы, методы и эффективность

Е.А. Шаталова, И.С. Калганов
$2.50
УДК 373+613.9
DOI 10.20339/AM.11-24.049
 

Е.А. Шаталова,

канд. пед. наук, доцент

Кафедра общей и социальной педагогики

Алтайский государственный педагогический университет, г. Барнаул

e-mail: shatel84@inbox.ru

И.С. Калганов,

аспирант кафедры социальной психологии и педагогического образования

Алтайский государственный университет, г. Барнаул

e-mail: ilyapumping@mail.ru

 

В статье рассматривается понятие психоактивных веществ и их влияние на жизнь подростков, представлен анализ причин начала употребления подростками психоактивных веществ в образовательных учреждениях.

Внушительные размеры масштабов рассматриваемой проблемы ставят перед специалистами общеобразовательных учреждений особую задачу — профилактики употребления психоактивных веществ среди обучающихся, так как школа является средой для развития успешной и здоровой личности учащегося. В деятельности специалистов общеобразовательного учреждения основной акцент ставится на профилактические программы, суть которых заключается в формировании культуры здорового образа жизни и негативного отношения к употреблению психоактивных веществ.

Для оценки эффективности интерактивных подходов в профилактике злоупотребления психоактивными веществами в школах города Барнаула Алтайского края нами разработано и проведено квазиэкспериментальное исследование, ориентированное на внедрение и оценку интерактивных методов профилактики в образовательных учреждениях. В исследовании приняли участие обучающиеся в возрасте от 14 до 18 лет в составе контрольной и экспериментальной групп. Предложена психолого-педагогическая программа профилактики употребления психоактивных веществ «Интерактивные пути». Исследование было организовано в течение учебного года, с оценкой эффективности по его завершении.

Ключевые слова: подросток, психоактивные вещества, зависимость, психология, программа, реабилитация, профилактика, школа, педагог, родители.

 

Литература

 

  1. Березина Т.Н. Психологические аспекты профилактики наркомании среди подростков в образовательной среде // Вестник психотерапии. 2018. № 1 (61). С. 85–94.
  2. Борисова О.В., Чупров Л.Ф. Влияние семейного воспитания на профилактику девиантного поведения у подростков // Психологическая наука и образование. 2018. Т. 23. № 5. С. 58–66.
  3. Доклад о наркоситуации в Алтайском крае за 2022 год / Администрация Губернатора и Правительства Алтайского края. Барнаул, 2023. 74 с.
  4. Змановская Е.В. Девиантное поведение подростков: Профилактика и коррекция. М.: Академия, 2017. 234 с.
  5. Иванова А.Е., Михайлова Ю.Б. Программы профилактики наркомании в школах: методы и результаты // Психология обучения. 2017. № 8. С. 82–95.
  6. Кошкина Е.А. Оценка эффективности программ профилактики злоупотребления психоактивными веществами среди молодежи в образовательной среде России // Наркология. 2020. Т. 19. № 2. С. 10–21.
  7. Министерство здравоохранения Российской Федерации: офиц. сайт. Москва. URL: https//minzdrav.goc.ru (дата обращения: 01.08.2024).
  8. Петрова Н.В., Григорьева И.М. Социальная работа с подростками в условиях школьного образования // Социальная педагогика. 2019. № 2. С. 24–33.
  9. Смирнова М.С., Ракова В.В. Интерактивные методы в профилактике психоактивных веществ среди подростков // Журнал практической психологии и психоанализа. 2020. № 3. С. 78–87.
  10. Тетенова Е.Ю. Современные подходы к профилактике употребления ПАВ среди учащихся: опыт и перспективы // Журнал наркологии. 2019. № 4. С. 112–120.
  11. Шаталова, Е.А., Свиридов А.Н. Социально-педагогические технологии профилактики употребления психоактивных веществ в среде студенческой молодежи [Электронный ресурс] // Концепт. 2014. № S23. С. 36–40.