И.С. Родичева,
канд. филос. наук, доцент
кафедры философии и гуманитарных наук
Новосибирский государственный университет
экономики и управления «НИНХ»;
доцент кафедры «Философии и культурологии»
Сибирский государственный университет путей сообщения
e-mail: iriy.rodicheva@yandex.ru
В статье исследуется феномен антикультуры, или культуры «отмены», в современном обществе. Обсуждается усиливающаяся в последнее время тенденция к отрицанию русской культуры, вызывающая философские размышления о сути и последствиях таких действий. Выходя за рамки узкого политического дискурса и обращаясь к философским и историческим корням, проводя параллели с философией действия Ф. Ницше, а также подчеркивая стремление немецкого мыслителя к гармонии через разрушение устаревших ценностей как феномен антикультуры, автор рассматривает данную форму «отмены» как разрушительную силу, лишенную конструктивности и направленную на уничтожение устоявшихся культурных норм и ценностей России. Несмотря на то, что антикультура представляет собой вызов и диалектику развития, в данной статье она рассматривается не только как разрушение и хаос, но и как логика развития со знаком «минус», отрицание ценностей и традиций. Следовательно, отмечается, что антикультура не должна превращаться в угрозу для самобытия и самосознания русского народа, поскольку известно, что политические мифы и лексическая политика могут отрицательно влиять на его культурное самоощущение. Основываясь на идеях гуманизма и анализируя сложности этического выбора между сохранением культурных традиций и их отвержением, ставится вопрос о возможности отмены чьей-либо культуры. Акцентируя внимание на влиянии таких приставок, как «анти-», «бес-», «контр-», на культурную обстановку, автор утверждает, что попытки уничтожить или отменить чью-то культуру не только невозможны, но и деструктивны, поскольку любая культура — неотъемлемая часть человеческого опыта, его мыслей, веры и истории. В заключение подчеркивается уникальность русского характера, отличающегося от западного стремлением к бесконечности и свободе через символы бунта, пространства и одиночества, а также необходимость защищать русскую культуру не только для сохранения исторической памяти, но и как ценный мозаичный камень мировой культурной палитры, уникальный в своей многогранности и глубине смысла.
Ключевые слова: философская рефлексия, русская культура, антикультура, культура «отмены», М. Бахтин
Литература
- Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 2016. 444 с.
- Бердяев Н.А. Философская истина и интеллигентская правда // В поисках истины: Русская интеллигенция и судьбы России. М.: Республика, 1992. С. 34.
- Бердяев Н. Русская идея. СПБ.: Азбука-классика, 2018. С. 30–37.
- Достоевский Ф.М. Публицистика и письма. Т. XVIII–XXX. Сентябрь-ноябрь // Полное собрание сочинений в 30 т. Ежемесячное издание 1877 г. Ленинград: Наука, 1984. Т. 26. С. 41–43.
- Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М.: Политиздат, 2001. 524 с.
- Лосский Н.О. Учение об идеях и основы интуитивной метафизики // Русская философия XIX–XX веков. М.: Мысль, 2005. 495 с.
- Родичева И.С. Антикультура как вариация «философии действия»: отрицание русской культуры // Философия и культура информационного общества. СПб., 2022. С. 121–123.
- Родичева И.С. «Заратустра» Фридриха Ницше в перспективе компаративного анализа: Восток-Запад // Логуновские чтения: сборник. М.: РосНОУ (ВФ), 2008. С. 107–112.
- Соловьёв Вл.С. Русская идея [перевод доклада, прочитанного в 1888 г. в Париже. на фр. яз.] / пер. с фр. Г.А. Рачинского. Л.: Наука, 1984. 18 с.
- Dowler W. Dostoevsky, Grigor’ev and Native Soil Conservatism. Toronto, 1982. 240 р.
- Fedotov G.P. The Russian Religious Mind. The Tenth to Thirteenth Centuries. New York: Harper & Brothers, 1960. P. IX, X, XI.