Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

Особенности взаимосвязи учебной мотивации и отношений в классе в младшем школьном возрасте

Л.П. Петухова, Н.В. Серегина, Н.П. Катунина, Е.Н. Стратиенко
$2.50
УДК 373+159.95
 

Л.П. Петухова,

канд. пед. наук, доцент

e-mail: petuhowa.larisa@yandex.ru

Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского

Н.В. Серегина,

канд. пед. наук, доцент

e-mail: nata0479@yandex.ru

Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского

Н.П. Катунина,

д-р биол. наук, профессор

e-mail: npkatunina@mail.ru

Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского

Е.Н. Стратиенко,

д-р мед. наук, профессор

e-mail: stratienko@list.ru

Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского
 

В статье представлены результаты исследования особенностей мотивации учебной деятельности в младшем школьном возрасте и межличностных отношений в классе, а также их взаимовлияние. Актуальность исследования взаимосвязи между мотивацией учения и межличностными отношениями в классном коллективе высока, так как понимание характера отношений и способов коммуникации между учениками важно для определения факторов, влияющих на атмосферу в классе, на успешность обучения и в целом на социальное развитие детей. При изучении проблемы в исследовании применялись методики для диагностики направленности учебной мотивации, мотивов учебной деятельности, уровня школьной мотивации, а также исследования межличностных отношений в классе. Результаты корреляционного анализа с помощью коэффициента Пирсона выявили значимую корреляционную связь между внешней, внутренней мотивацией, социометрическим индексом и привлекательностью классного коллектива, связь между уровнем школьной мотивации и отношениями в классе у младших школьников. Также нами была обнаружена связь социометрического индекса с широкими социальными мотивами, престижной мотивацией; мотивации благополучия с социометрическим индексом и привлекательностью классного коллектива; узких социальных мотивов с привлекательностью классного коллектива. Выявленные взаимосвязи позволят педагогам-психологам рассмотреть факторы, которые способствуют повышению мотивации учебной деятельности и благоприятному социально-психологическому климату в коллективе.

Ключевые слова: учебная деятельность, младшие школьники, мотивация учебной деятельности, мотивы, межличностные отношения в классе.
 

Литература

  1. Ахмедова А.М., Махмудова Ф.А. Социально-психологическое развитие ребенка в младшем школьном возрасте // Инновационные педагогические технологии: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). Казань: Бук, 2014. С. 134–137. URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/143/6198/ (дата обращения: 19.04.2024).
  2. Евдокимова М.М., Арапова П.И. Формирование познавательной мотивации младших школьников // E-Scio. 2021. С. 1-6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-poznavatelnoy-motivatsii-mladshih-shkolnikov/viewer (дата обращения: 14.04.2024).
  3. Жаворонкова Ю.М., Кильмасова И.А. Мотивация учебной деятельности детей младшего школьного возраста // Санкт-Петербургский образовательный вестник. 2017. № 1. С. 18–23. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/motivatsiya-uchebnoy-deyatelnosti-u-detey-mladshego-shkolnogo-vozrasta/viewer (дата обращения: 15.04.2024).
  4. Жиенбаева Н.Б. Тугулбаева А.К. Роль межличностных отношений в психологическом развитии младшего школьника // Молодой ученый. 2018. № 11 (197). С. 119–121. URL: https://moluch.ru/archive/197/48791/ (дата обращения: 20.04.2024).
  5. Зелова М.А. Особенности формирования самооценки младших школьников и ее взаимосвязь с межличностными отношениями // Вестник Московского информационно-технологического университета — Московского архитектурно-строительного института. 2018. № 3. С. 65–67. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-formirovaniya-samootsenki-podrostkov-i-ee-vzaimosvyaz-s-mezhlichnostnymi-otnosheniyami/viewer (дата обращения: 16.04.2024).
  6. Ковина М.В. Психологические особенности детей младшего школьного возраста и факторы их успешного обучения // Наука и социум. 2020. С. 1–7. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskie-osobennosti-detey-mladshego-shkolnogo-vozrasta-i-faktory-ih-uspeshnogo-obucheniya/viewer (дата обращения: 16.04.2024).
  7. Раимбаев Б.Б., Маковецкая Ю.Г. Мотивация учения: основы организации образовательной организацией психолого-педагогического просвещения родителей: учебно-методическое пособие / под ред. А.В. Ильиной. Челябинск: ЧИППКРО, 2019. 56 с. URL: 2e7311bd46073d987f629c03001cc59a.pdf (ipk74.ru) (дата обращения: 16.04.2024).
  8. Сахановская О.Н. Понятие межличностных отношений младших школьников // Гуманитарный научный журнал. 2017. № 1. С. 50–54. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-mezhlichnostnyh-otnosheniy-mladshih-shkolnikov/viewer (дата обращения: 19.01.2023).