Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

Повышение квалификации научно-педагогических работников в ведущих вузах России: на примере Московского авиационного института

Р.Р. Анамова, О.С. Тарасенко, Ю.А. Терехина
УДК 378-057.4
DOI 10.20339/AM.07-24.099
 

Р.Р. Анамова,

канд. техн. наук, доцент,

начальник Отдела учебно-методического обеспечения

 дополнительного профессионального образования

Московский авиационный институт (НИУ)

e-mail: anamova.rushana@yandex.ru

О.С. Тарасенко,

директор Центра повышения квалификации

научных и педагогических работников

Московский авиационный институт (НИУ)

e-mail: ipk_tos@mai.ru

Ю.А. Терехина,

помощник руководителя Управления

дополнительного профессионального образования

Московский авиационный институт (НИУ)

e-mail: terekhinaya@mai.ru

 

Изложен опыт Московского авиационного института в части повышения квалификации преподавателей высшей школы в рамках реализации стратегии по обмену опытом с вузами родственных направлений подготовки. Описаны основные принципы формирования банка программ повышения квалификации, методика разработки содержания программ, основные аспекты организации обучения. Выявлены предпочтительные формы обучения для повышения квалификации преподавателей — очно-заочная и заочная с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Показан механизм ориентации содержания программ повышения квалификации преподавателей на требования Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (ЕКСД) посредством формулирования на его основе знаний и умений, компетенций, а также механизм использования модульного подхода при формировании содержания программы, позволяющий внести вариативность и создать для преподавателей индивидуальную траекторию обучения. Приведена статистика обучения внутренних и внешних преподавателей за последние 3–4 года в Московском авиационном институте по количественному составу и наиболее востребованным тематикам обучения. Отмечена положительная роль программы «Приоритет–2030» в становлении и развитии стратегии. На основе опыта Московского авиационного института сформулированы преимущества, которые предоставила стратегия, сложности, которые приходится преодолевать в процессе ее реализации, а также возможные перспективы.

Ключевые слова: повышение квалификации, преподаватель вуза, дополнительная профессиональная программа, компетентностный подход, модульный принцип, методика преподавания, профессиональный стандарт, квалификационный справочник, Приоритет–2030

 

Литература

  1. Отменен профстандарт «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования». URL: https://ukc-nica.ru/novosti/otmenen-profstandart-pedagog-professional-nogo-obucheniya-professional-nogo-obrazovaniya-i-dopolnitel-nogo-professional-nogo-obrazovaniya.html (дата обращения: 31.01.2024).
  2. Анамова Р.Р., Быков Л.В., Козорез Д.А. Модульный принцип формирования дополнительных профессиональных программ на основе компетентностного и процессного подходов // Alma mater (Вестник высшей школы). 2023. С. 28–35. DOI: 10.20339/AM.06-23.028
  3. Anamova R., Bykov, L., Kozorez, D. Practical implementation of the algorithm for designing additional professional education programs using the competence-based approach. SHS Web of Conferences. 2022. No. 137.P. 01001. DOI: 10.1051/shsconf/202213701001
  4. Гам В.И., Михайлова В.Е. Современные формы организации повышения квалификации педагогов // Russian Journal of Education and Psychology. 2018. № 1-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-formy-organizatsii-povyshe... (дата обращения: 29.01.2024).
  5. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Статья 47.
  6. Даутова О.Б., Крылова О.Н. Современный преподаватель высшей школы и системы дополнительного профессионального образования: разнообразие его профессиональных компетенций в России и за рубежом. URL: https://www.ide-journal.org/article/2016-volume-3-number-3-современный-преподаватель-высше/ (дата обращения: 29.01.2024).
  7. Исаева Т.Е. Необходимость модернизации системы повышения квалификации преподавателей технических университетов // Научно-методический электронный журнал Концепт. 2015. Т. 13. С. 1696–1700. URL: http://e-koncept.ru/2015/85340.htm
  8. Игнатович Е.В. Актуальные направления повышения квалификации научно-педагогических работников вузов // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 1. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=7606 (дата обращения: 29.01.2024).
  9. Моложавенко В.Л. Процесс повышения квалификации преподавателей вуза в системе управления качеством // Педагогический журнал. 2019. Т. 9. № 5А. Ч. I. С. 163–172. DOI: 10.34670/AR.2020.45.5.128
  10.