Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

Повышение эффективности разработки проектных концепций студентами-дизайнерами

А.Д. Григорьев, А.В. Екатеринушкина, Е.В. Ильяшева
$2.50
УДК 378:37.09:72
 

А.Д. Григорьев,

канд. пед. наук, доцент,

заведующий кафедрой дизайна

Института строительства, архитектуры и искусства

Магнитогорский государственный технический университет

https://orcid.org/0000-0002-9842-1254

e-mail: g_ad77@mail.ru

А.В. Екатеринушкина,

канд. пед. наук, доцент

кафедры дизайна

Института строительства, архитектуры и искусства

Магнитогорский государственный технический университет

https://orcid.org/0000-0003-4734-118X

e-mail: savsof@mail.ru

Е.В. Ильяшева,

канд. пед. наук, доцент

кафедры дизайна

Института строительства, архитектуры и искусства

Магнитогорский государственный технический университет

e-mail: elena.i.59@mail.ru

 

Профессиональная деятельность дизайнера не носит массовый характер, но осуществляется в условиях жесткой конкуренции. Создание комфортной жизнеспособной среды и предметного наполнения включает в себя эвристические, инновационные подходы. Это требует, прежде всего, глубокой и всесторонней методологической базы при подготовке студентов — будущих дизайнеров. 
Разработка проектной концепции — идейно-смыслового содержания проектируемого объекта — сложный процесс, который не всегда подчиняется существующим алгоритмам практической деятельности, что вызывает определенные трудности у студентов, не сразу способных выйти за рамки аналогового стереотипного мышления. Проектируемые объекты на начальном этапе усваиваются студентами на информативном уровне, однако требуют напряженной работы по структурированию проектного, объемно-пространственного, композиционного мышления и художественного видения, составляющих основу проектной концепции.
Обеспечение скорости включения студентов в профессиональную деятельность ставит перед педагогами вопрос модернизации учебной проектной деятельности средствами интегративных междисциплинарных модулей, основанных на системном подходе к процессу проектирования: аналитика-интерпретация-творчество.

Ключевые слова: проектная концепция, формальная композиция, проектирование, системный подход, методика обучения

Литература

  1. Creative Thinking Development of Future Designers When Mastering Technical Art Drawing / N.S. Zhdanova, S.A. Gavritskov, E.V. Ilyasheva [et al.] // European Proceedings of Social and Behavioural Sciences EpSBS: 3rd International Scientific Conference “Social and Cultural Transformations in the Context of Modern Globalism” dedicated to the 80th Anniversary of Turkayev Hassan Vakhitovich, Grozny, 27–29 февраля 2020 г. European Publisher, 2020. P. 2734–2741. DOI: 10.15405/epsbs.2020.10.05.361. EDN RZHWOT.
  2. The impact integrative model of the project graphics training on the design education / N.S. Zhdanova, A.V. Ekaterinushkina, A.D. Grigoriev [et al.] // Espacios. 2019. Vol. 40. No. 29. P. 3. EDN CWCBTX.
  3. Антоненко Ю.С., Екатеринушкина А.В. Дизайн-концепция в учебной проектной деятельности // Художественное и художественно-педагогическое образование: анализ прошлого, оценка современного и вызовы будущего: Международная научно-практическая конференция, посвященная памяти ученого, педагога, художника Н.К. Шабанова, Курск, 27–28 апреля 2021 г. Вып. 1. Курск: Курский государственный университет, 2021. С. 373–380. EDN GXAPFD.
  4. Антоненко Ю.С., Екатеринушкина А.В. Экспериментальное учебное проектирование в рамках решения экологических проблем // Современные тенденции изобразительного, декоративного прикладного искусств и дизайна. 2023. № 2. С. 23–32. EDN OHCABG.
  5. Быстрова Т.Ю. Философия дизайна: учеб.-метод. пособие. 2 изд., перераб. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2015. 128 с.
  6. Григорьев А.Д., Егоров П.А. К проблеме креативного мышления в профессиональном становлении архитекторов и дизайнеров // Архитектура. Строительство. Образование. 2012. № 1. С. 204–214. EDN RTUDYB.
  7. Григорьев А.Д., Екатеринушкина А.В. Реализация учебного интегративного модуля в проектной деятельности будущих дизайнеров // Alma Mater (Вестник высшей школы). 2023. № 1. С. 74–80. DOI: 10.20339/AM.01-23.074. EDN ZDCDTG.
  8. Дизайн. Иллюстрированный словарь-справочник / Г.Б. Минервин, В.Т. Шимко, А.В. Ефимов и др.: Под общей редакцией Г.Б. Минервина и В.Т. Шимко. М.: Архитектура-С, 2004. 288 с.
  9. Екатеринушкина А.В. Профессиональная направленность студентов-дизайнеров в проектной деятельности // Социальные и психологические проблемы современного образования: Материалы Всероcсийской научно-практической конференции, Иркутск, 29 ноября 2018 г. Иркутск: Восточно-Сибирский институт Министерства внутренних дел Российской Федерации, 2018. С. 178–183. EDN PNVZUF.
  10. Екатеринушкина А.В., Антоненко Ю.С. Универсальность методики научных исследований магистрантов дизайна // Современные тенденции изобразительного, декоративного прикладного искусств и дизайна. 2020. № 1. С. 54–59. EDN BLADTR.
  11. Жданова Н.С., Гаврицков С.А., Ильяшева Е.В. Интегративная роль курса «История дизайна Уральского региона» в профессиональной подготовке дизайнеров // Alma Mater (Вестник высшей школы). 2022. № 12. С. 93–98. DOI 10.20339/AM.12-22.093. EDN AETNGX.
  12. Жданова Н.С. Развитие дизайнерского мышления студентов в процессе критической деятельности // Актуальные проблемы современной науки, техники и образования: Тезисы докладов 77-й Международной научно-технической конференции, Магнитогорск, 22–26 апреля 2019 г. Т. 1. Магнитогорск: Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, 2019. С. 528. EDN QGPHGH.
  13. Пермяков М.Б., Чернышова Э.П. Направления подготовки высшего профессионального образования в институте строительства, архитектуры и искусства // Архитектура. Строительство. Образование. 2015. № 1 (5). С. 3–11. EDN: TOKXNF.
  14. Терехова Н.Ю. Методология дизайн-проектирования: уч. пос. М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2019. 38 с.
  15. Удалова Н.Н. Процесс разработки концепции в дизайн проектировании // Инновации в науке. 2016. № 3-1 (52). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/protsess-razrabotki-kontseptsii-v-dizayn-proektirovanii (дата обращения 10.03.2024).
  16. Чернышова Э.П., Григорьев А.Д. Формирование проектного мышления бакалавров-дизайнеров архитектурной среды как основного элемента профессионального мышления // Архитектура. Строительство. Образование. 2014. № 1 (3). С. 342–346. EDN: SABGPT.
  17. Чернышова Э.П., Григорьев А.Д. Эксперимент в архитектурно-дизайнерском проектировании среды, как целеобразующий метод формирования действительности // Архитектура. Строительство. Образование. 2013. № 2. С. 96–107. EDN: RTUEEP.