Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

От качества образования к качеству специалиста

В.П. Соловьёв, Т.А. Перескокова
$2.50

УДК 378:005.6
DOI 10.20339/AM.06-24.060

В.П. Соловьев,

канд. техн. наук, профессор

НИТУ МИСИС

e-mail: solovjev@mail.ru

Т.А. Перескокова,

канд. пед. наук, доцент

Старооскольский филиал

Российского государственного геологоразведочного

университета (МГРИ) имени Серго Орджоникидзе

Рассматривается проблема подготовки специалистов технического профиля для современной экономики. Намеченные масштабные преобразования экономики не могут быть осуществлены без решения кадровых проблем. Новые экономические условия уже сегодня требуют эффективных подходов к подготовке кадров, прежде всего обеспечения качества образования выпускников вузов. Представлены различные аспекты понятия «качество», и дана классификация показателей качества. Обращено внимание на необходимость оценки показателей входного качества студентов, разделяющихся на познавательные, деятельностные и личностные. Приведены эталонные требования к инженеру, которые могут быть использованы как прогнозируемые показатели качества выпускников вуза. Рекомендуется развернуть подготовку к внедрению современного образовательного процесса в новых строящихся вузовских кампусах, в основе которого лежал бы личностно-деятельностный подход, позволяющий формировать у студентов критическое мышление, умение решать проблемы, принимать решения, сотрудничать в коллективе.

Ключевые слова: кадры, специалисты, качество образования, показатели качества, образовательный процесс, студенты, преподаватели

Литература

  1. 12 Мегапроектов правительства РФ. URL: https://www.gazeta.ru/tech/news/2024/03/19/22579387.shtml?ysclid=ltyi3zs...
  2. URL: https://www.rbc.ru/newspaper/2022/06/10/62a0e95b9a79472d8b713207?ysclid=ltyhowp5x0321402725
  3. Садовничий В.А. Доклад на собрании РАН. URL: https://vk.com/wall-210490060_252?ysclid=ltzexj9lkw348539230
  4. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/deliberations/7080
  5. Корчак А.Э., Хавенсон Т.Е. Понятие «качество» в высшем образовании: от офлайн- к онлайн-формату // Высшее образование в России. 2024. № 1. С. 9–27.
  6. Harvey L., Green D. Defining quality // Assessment and Evaluation in Higher Education. 1993. Vol. 18. No. 1. P. 9–34.
  7. URL: https://proza.ru/2019/10/26/715?ysclid=ltzgly2typ317827217
  8. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. 1907. Т. 28. С. 510. URL: https://runivers.ru/lib/book3182/#ogl_tom
  9. Жук И.Н. Управление: словарь-справочник. М.: АНКИЛ, 2008. 1023 с.
  10. Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р ИСО 9000–2015. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь. URL: https://docs.cntd.ru/document/1200124393?ysclid=lu106ki213697147103
  11. Аржанова И.В., Барышникова М.Ю., Перфильева О.В. Подход к оценке магистратуры на основе показателей развития институциональной среды // Университетское управление: практика и анализ. 2018. Т. 22. № 6. С. 81–87.
  12. Вроейнстийн А.И. Оценка качества высшего образования: рекомендации по внешней оценке качества в вузах. М: Изд-во МНЭПУ, 2000. 179 с.
  13. Закон «Об образовании». 1992. URL: https://fgosvo.ru/uploadfiles/npo/20120330235140.pdf?ysclid=lu0u8658l6709349288
  14.  Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». 1996. URL: https://docs.cntd.ru/document/500030?ysclid=lu1160bjlm828758919
  15.  Федеральный закон «Об образовании в РФ». 2012. URL: https://docs.cntd.ru/document/902389617?ysclid=lu11ywl6wb701005555
  16. Соловьев В.П., Перескокова Т.А. О проблеме адаптированности студентов к образовательной среде вуза // Alma mater (Вестник высшей школы). 2016. № 7. С. 46–53. DOI: 10.20339/AM.07-16.046
  17. Соловьев В.П., Перескокова Т.А. Формирование ответственности выпускников вузов // Высшее образование сегодня. 2018. № 3. С. 49–58.
  18.  Соловьев В.П., Перескокова Т.А. О готовности выпускников вузов к самостоятельной жизни и профессиональной деятельности // Alma mater (Вестник высшей школы). 2020. № 5. С. 39–46. DOI: 10.20339/AM.05-20.039
  19.  Вербицкий А.А., Платонова Т.А. Формирование познавательной и профессиональной мотивации студентов. М.: НИИВШ, 1986. 40 с.
  20. Шейнбаум В.С. Инженерная деятельность в контексте гуманитарного мышления // Высшее образование в России. 2023. Т. 32. № 8–9. С. 89–109.
  21.  Борисова Н.В. Образовательные технологии как объект педагогического выбора. М.: ИЦ, 2000. 146 с.
  22.  Послание Президента РФ Федеральному Собранию 29.02.2024. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_471111/?ysclid=lui08owt0217323789
  23. URL: https://vuzoteka.ru/вузы/технические?ysclid=luiac7wff2648369113
  24.  URL: https://vuzopedia.ru/vuz?s=tekhnicheskie&b=est