Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

Диагностика навыков жизнестойкости подростков-спортсменов

Л.Н. Гиенко, Е.А. Устинова
$2.50
УДК 159.947:796-053
 

Л.Н. Гиенко,

канд. пед. наук, доцент

Алтайский государственный педагогический университет, г. Барнаул

e–mail: lyubov.gienko@mail.ru

Е.А. Устинова,

магистрант 1-го курса 2352з

 Алтайский государственный педагогический университет, г. Барнаул

 e–mail: ustinova19841984@mail.ru

В статье раскрывается проблема изучения сформированности навыков жизнестойкости у подростков-спортсменов в условиях современной спортивной школы. Подчеркивается, что образовательные стандарты ориентированы на развитие навыков жизнестойкости. Рассмотрены различные мнения ученых, которые занимались исследованием жизнестойкости различных возрастных категорий, в том числе подростков. Уточнено понятие «Жизнестойкость подростков».

Рассмотрен опыт работы с подростками-спортсменами в условиях спортивной детско-юношеской школы олимпийского резерва № 3 «Боевые перчатки» города Барнаула. Предлагается диагностический инструментарий. Конкретные методики для изучения уровня сформированности таких критериев жизнестойкости, как «Вовлеченность», «Контроль», «Принятие риска» у подростков в определенных условиях спортивной школы. Авторы обращают внимание на важность в процессе обработки результатов диагностики принципов гендерного и деятельностного подходов. Представлены результаты диагностики по определению уровней сформированности навыков жизнестойкости по определенным показателям.

Ключевые слова: воспитание, жизнестойкость, трудная жизненная ситуация, подросток, спортивная школа, мотивация, самоконтроль

Литература

  1. Буллинг в образовательной среде и его профилактика: коллективная монография / М.С. Юрова, Я.Н. Федосова, А.Ю. Нагорнова [и др.]. Ульяновск: ИП Кеньшенская Виктория Валерьевна (изд-во «Зебра»), 2021. С. 86–99.
  2. Гиенко Л.Н. Развитие компетенций обучающихся в процессе реализации программ внеурочной занятости // Alma Mater (Вестник высшей школы). 2022. № 1. С. 43–46. DOI: 10.20339/AM.01-22.043. EDN HCOKSO
  3. Гиенко Л.Н., Акимов П.С., Акимова Е.В. Инновационная деятельность социального педагога в условиях современной школы // Alma Mater (Вестник высшей школы). 2022. № 3. С. 76–79. DOI: 10.20339/AM.03-22.076. EDN ADZBPV
  4. Дошкольное и школьное образование и воспитание: опыт и инновации / Е.В. Майстрович, И.С. Бубнова, М.Ю. Зубачева [и др.]. Ульяновск: ИП Кеньшенская Виктория Валерьевна (изд-во «Зебра»), 2021. С. 179–191.
  5. Книжникова С.В. Структурно-функциональное описание жизнестойкости в аспекте суицидальной превенции // Феноменология и профилактика девиантного поведения: материалы IV Всероссийской науч.-практ. конф. (Краснодар, 28–29 октября 2010 г.). Краснодар, 2010. 70 с.
  6. Леонтьев Д.А., Рассказова Е.И. Тест жизнестойкости. М.: Смысл, 2006. 63 с. URL: https://www.aksp.ru/work/activity/nac_strateg/resurs_centr/files/soln_testgizn.pdf (дата обращения: 21.03.2024).
  7. Одинцова М.А. Психология жизнестойкости. М.: Флинта; Наука, 2015. 130 с.
  8. LaGreca A.J. The Psycho-social factors in surviving stress. Special Issue: Survivorship: The other side of death and dying // Death studies. 1985. 9 (1). Рp. 23–36.
  9. Solcava I., Sykora J. Relation between psychological Hardiness and Physiological Response. Homeostasis in Health & Disease. 1995. 36 (1). Рp. 25–34.