Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

Развитие личности одаренного ребенка: эмоциональный климат школы и семьи

Г.Ф. Гали, Л.Л. Григорьева
$2.50
УДК 37.02:373
 

Г.Г. Гали,

канд. пед. наук, доцент

кафедры иностранных языков

Казанский федеральный университет

e-mail: gulnaragali@mail.ru

Л.Л. Григорьева,

канд. филол. наук, доцент

кафедры иностранных языков

Казанский федеральный университет

Проблема и цель. В статье представлено исследование роли педагогической среды и семьи в преодолении проблем и трудностей одаренных детей, с которыми они сталкиваются в обучении и развитии. Статья посвящена изучению факторов, влияющих на успешное развитие интеллекта и творческой индивидуальности одаренного ребенка. Целью данного исследования является определение функций педагогов и родителей в развитии одаренного ребенка, выявление условий их тесного сотрудничества в формировании благоприятных возможностей для развития детской одаренности.
Методология. Методологической основой исследования выступает системный подход, теоретические и эмпирические методы исследования. Для сбора эмпирических данных было проведено два анкетных опроса, в которых участвовало 95 родителей учащихся 1–2-х классов гимназии. Для теоретического анализа использовался методологический подход тщательного анализа научных источников и литературы в области развития интеллектуальных и творческих способностей одаренных учащихся.Результаты. В исследовании выявлены проблемы и барьеры, которые одаренные учащиеся испытывают как результат своих исключительных способностей. Рассмотрены профессиональные и личностные качества педагогов, необходимые для работы с одаренными детьми. Определены мероприятия, которые важно проводить с родителями для благоприятного и эффективного взаимодействия с детьми. Отмечены качества, которыми должны обладать родители, чтобы способствовать развитию творческих способностей своего ребенка. Проанализированы педагогические условия, обеспечивающие эффективность подготовки родителей к взаимодействию с одаренным ребенком.
В ходе исследования проведен анкетный опрос родителей для определения общей одаренности их детей.
Заключение. Результаты исследования позволяют сделать вывод о необходимости тесного сотрудничества всех участников педагогического процесса (учителей, психологов и родителей) для развития интеллектуальных способностей одаренных детей и оказании квалифицированной помощи в преодолении трудностей в обучении, развитии и адаптации в социуме.

Ключевые слова: детская одаренность, анализ, взаимодействие с ребенком, педагоги, родители, трудности, климат семьи

Литература

1. Белова Е.С. Детско-родительские отношения в семье с одаренным дошкольником. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/detsko-roditelskie-otnosheniya-v-semie-s-odarennym-doshkolnikom/viewer (дата доступа: 20.03.2024).

2. Боброва И.А., Чурсинова О.В. Семья как развивающая среда для одаренного ребенка. URL: http://www.rusnauka.com/29_NIOXXI_2012/Psihologia/8_117847.doc.htm (дата доступа: 18.03.2024).

3. Гали Г.Ф. Комплексный характер одаренности: зарубежный опыт. Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2016. 120 с. URL: https://repository.kpfu.ru/?p_id=129856# (дата доступа: 18.03.2024).

4. Грушецкая И.Н., Щербинина О.С. Взаимодействие одаренных школьников с микросоциумом как условие их социального развития // Перспективы науки и образования. 2018. № 5 (35). С. 136–144. DOI: 10.32744/pse.2018.5.15

5. Данилова О.А., Кондратьева И.Г. Самообразование учащейся молодежи: исторический аспект // Вестник НЦБЖД. 2019. № 2 (40). С. 19–26. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=38186200 (дата доступа: 18.03.2024).

6. Забара И.В. Особенности проявления внутриличностных конфликтов у одаренных детей // Интернаука. 2016. № 2-1 (2). С. 51–52. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=27809151 (дата доступа: 18.03.2024).

7. Зайцева О.А. Педагогическое сопровождение родителей одаренных детей // Современная образовательная среда: теория и практика: сб-к матер. V Международной научно-практической конференции. 2019. С. 40–43. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=37615117 (дата доступа: 18.03.2024).

8. Здорик А.С. Педагогические кадры как критерий оценки качества обучения одаренных детей // Инновации. Наука. Образование. 2020. № 21. С. 100–105. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44282134 (дата доступа: 18.03.2024).

9. Нурбалина Г.К. Практические советы родителям одаренных детей. URL: https://www.den-za-dnem.ru/page.php?article=1025 (дата доступа 10.03.2024).

10. Очерцова Л.И., Воробьева Л.Н. Работа с одаренными детьми в школе (из опыта работы) // Вестник научных конференций. 2021. № 31 (67). С. 105–106. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=45770020 (дата доступа: 10.03.2024).

11. Ратнер Ф.Л. Качество образования: педагогический аспект // Высшее образование в России. 2019. № 28 (12). С. 87–96. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2019-28-12-87-96

12. Савенков А.И. Ваш ребенок талантлив: детская одаренность и домашнее обучение. Ярославль: Академия развития, 2002. 352 с.

13. Тупикина Я.М. Особенности воспитания одаренных детей дошкольного возраста. URL: https://urok.1sept.ru/articles/676667 (дата доступа: 10.03.2024).

14. Denise A. Soares, Judith R. Harrison, Kristine Melloy, Alyssa Baran, Morgan Mohimann. Practice-to-research: responding to the complexities of inclusion for students with emotional and behavioral disorders with recommendations for school // NAASP Bulletin. 2022. Vol. 106 (2). P. 77–108. DOI: 10.1177/01926365221097434

15. Gali G.F, Fakhrutdinova A.V, Grevtsova G.Y, Gali A.I. The cooperation between family and school as an important aspect in the development of gifted children // Humanities and Social Sciences Reviews. 2019. Vol. 7 (4). P. 422–426. https://doi.org/10.18510/hssr.2019.7457

16. Sepideh Yazdani, Golrokh Daryei. Parenting styles and psychosocial adjustment of gifted and normal adolescents // PACIFIC Science Review B: Humanities and Social Sciences. 2016. Vol. 2 (3). P. 100–105. https://doi.org/10.1016/j.psrb.2016.09.019

17. Tessa Weyns, Franzis Preckel, Karine Verchueren. Teachers–in-training perceptions of gifted children’s characteristics and teacher-child interactions: an experimental study // Teaching and Teacher Education. 2021. Vol. 97. Art. 103215. https://doi.org/10.1016/j.tate.2020.103215