С.Н. Аплевич,
директор гимназии
Донского государственного технического университета
e-mail: vetylic2009@mail.ru
В.И. Немчина,
канд. соц. наук, доцент
Институт социологии и регионоведения
Южный федеральный университет
e-mail: nеmchina@sfedu.ru
А.Н. Легконогих,
доцент
Государственное автономное учреждение
дополнительного профессионального образования
Ростовской области «Институт развития образования»
e-mail: lan-666-121285@mail.ru
Цель статьи — осветить специфику трансформации практической деятельности преподавателя на фоне интенсивной цифровизации образовательного процесса. Актуальность исследования обусловлена изменениями в реальном секторе экономики, вызвавшие трансформацию системы образования, нестабильностью потребностей учащихся в приобретении профессиональных компетенций, а также неоднозначностью качества и эффективности образования, включая квалификацию и компетентность самого преподавателя. Изменения в практической деятельности преподавателей рассматриваются на примере гимназии Донского государственного университета (Ростов-на-Дону), в частности, резюмируется, что на образовательный процесс влияют цифровые технологии, методы преподавания, изменение образовательных приоритетов в связи с востребованностью потенциальных выпускников на рынке труда. Проведен сравнительный анализ образовательной практики преподавания в гимназии с использованием цифровых технологий и традиционных методов. Изучена динамика цифровизации образовательного процесса в гимназии с учетом продления обучения ее выпускников в высшем учебном заведении. Результаты и выводы, опубликованные в статье, основаны на авторском мониторинге использования цифровых инструментов при разработке рабочих программ дисциплин, ориентированных на реализацию компетентностного подхода и совершенствование практической деятельности преподавателя гимназии при высшем учебном заведении.
Ключевые слова: цифровизация образовательного процесса, трансформация практики преподавания, динамика цифровизации гимназии, контент образовательной группы, социальная сеть
Литература
- Австриевских Н.М. Внеурочная деятельность учащихся в научном сообществе // Цифровая трансформация в образовании: проблемы и перспективы развития: сб-к матер. Межрегиональной научно-практической конференции, Липецк, 23 ноября 2021 г. Липецк: Государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования Липецкой области «Институт развития образования», 2021. С. 6–13.
- Каримов К.А. Преимущества дистанционного образования в системе повышения квалификации педагогов. URL: https://moluch.ru/archive/46/5599/ (дата обращения: 20.03.2024).
- Карпова Л.Ю., Кабышева В.И., Белякина И.В., Петрова О.В. Проект «Информационно-образовательная среда гимназии в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов общего образования». URL: www.yrga-gimnaziya3.ucoz.ru (дата обращения: 10.03.2024).
- Легконогих А.Н., Голоснов О.А., Легконогих Н.И. Повышение квалификации профессорско-преподавательского состава университета в дистанционном формате с использованием информационно-компьютерных технологий // Alma Mater (Вестник высшей школы). 2023. № 2. С. 79–84. DOI: 10.20339/AM.02-23.78
- Осипова М.Б. Трансформация роли педагога в цифровом образовании // Уральский вестник образования. 2023. № 2. С. 32–39.
- Положение о гимназии федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Донской государственный технический университет» (гимназия ДГТУ), 2023. URL: https://gim.donstu.ru/upload/constructor/988/fl92k12svr8k0pddfdym9fygn13... (дата обращения: 10.03.2024).
- Стеблецова И.С., Гейцман Л.Э. Цифровая трансформация преподавателя в условиях современного образовательного процесса // Технологии в образовании – 2021: сб. матер. Международной научно-методической конференции, Новосибирск, 21–25 апреля 2021 г. / под общей редакцией Е.В. Добровольской. Новосибирск: Сибирский университет потребительской кооперации, 2021. С. 95–100.