Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

Использование языковых средств манипуляции сознанием в современной системе массовых коммуникаций: социально-философский аспект

А.С. Петракова
$2.50

УДК [316.6+159.942]-042.3:070
DOI 10.20339/AM.05-24.102

А.С. Петракова,

канд. филос. наук

Краснодарский кооперативный институт (филиал)

Российского университета кооперации

e-mail: petrakova_1984@list.ru
 

Вопросы использования средств языка для формирования мировоззрения и программирования поведения индивидов были и будут актуальными всегда. Однако с развитием информационно-коммуникационных технологий меняются масштабы, формы и скорость использования приемов речевого манипулирования. Автор статьи постулирует, что применение средств вербального воздействия позволяет не только структурировать ошибочное, не соответствующее действительности, представление о мире, но и инициировать нужные манипуляторы траектории поведения индивидов. Среди рассмотренных приемов речевого скрытого управления особое внимание уделяется классификации, предложенной Р.М. Блакаром, поскольку она отражает основные способы реализации вербального манипулирования, чаще всего применяемые в системе массовых коммуникаций. В ходе исследования автор указывает на наиболее эффективные способы речевого воздействии, раскрывает механизм их осуществления и приводит примеры использования. В статье отмечено, что систематизированные знания по вопросам манипуляции сознанием через вербальное воздействие служат ее оперативному распознаванию. В свою очередь, своеобразной защитой от речевой манипуляции являются социальный опыт, знания и способность к креативному мышлению, дающие возможность не только анализировать информацию, но и искать нестандартные способы ее интерпретации и использования в практике.

Ключевые слова: язык, средства языка, речевая манипуляция, приемы речевого воздействия, средства массовой коммуникации, персуазивность, суггестивность.

 

Литература

1. Блакар Р.М. Язык как инструмент социальной власти (теоретико-эмпирические исследования языка и его использования в социальном контексте) // Язык и моделирование социального взаимодействия: переводы / сост. В.М. Сергеева, П.Б. Паршина. Под общ. ред. В.В. Петрова. М.: Прогресс, 1987. 464 с. С. 88–127.

2. Варков Д.А. Новые слова в политической терминологии последних пятнадцати лет // Вестник Московского государственного университета печати. 2015. № 2. С. 119–126.

3. Зелинский С.А. Манипуляции массами и психоанализ. Манипулирование массовыми психическими процессами посредством психоаналитических методик. СПб.: Издательско-торговый дом «Скифия», 2008. 248 с.

4. Ковешникова М.Н. Речевая манипуляция и приемы речевого манипулирования // Царскосельские чтения. 2014. Т. 1. № 18. С. 387–394.

5. Навасартян Л.Г. Дисфемизмы как средство искажения информации в печатных СМИ // Современная филология: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2017). Самара: АСГАРД, 2017. С. 88–90. [Электронный ресурс] URL: https://moluch.ru/conf/phil/archive/234/11969/ (дата обращения: 17.01.2024).

6. Чернышева Т.А. Стратегия персуазивности в колонке обозревателя // Вестник Череповецкого государственного университета. 2008. № 2. [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/journal/n/vestnik-cherepovetskogo-gosudarstvennogo-universiteta?i=816163 (дата обращения: 20.01.2024).

7. Чернявская В.Е., Логинова И.Ю. Программа политической партии как персуазивный текст // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2005. Т. 5. № 10. С. 64–75.

8. Шиллер Г. Манипуляторы сознанием. М.: Мысль. 1980. 326 с.