Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

Особенности дистанционного обучения китайских студентов английскому языку в российских вузах

Н.Г. Сивцева
$2.50

УДК 37-042.4:004+811.111`24
DOI 10.20339/AM.05-24.060

Н.Г. Сивцева,
канд. филол. наук, доцент,
Кафедра иностранных языков № 2,
Институт лингвистики и межкультурной коммуникации 
Иркутский национальный исследовательский технический университет
e-mail: s_nataly77@mail.ru
Elibrary (ID 684922), ResearchGate (P-1856-2017),
Scopus.com (id=57208150625),
https://orcid.org/0000-0002-0345-6682

 

Изучение английского языка становится всё более популярным среди граждан Китая, которые стремятся получить качественное образование за пределами своей страны, в том числе в российских вузах. В данной статье рассматривается опыт онлайн-обучения китайских студентов английскому языку в Байкальском институте БРИКС Иркутского национального исследовательского технического университета. Китайским студентам, изучающим английский язык в России, приходится преодолевать различия, связанные с культурами и языками сразу трех стран. Данный опыт представляется особенно ценным, поскольку обучение проходит в мультикультурной среде, где на занятии присутствуют представители разных стран. Целью исследования было изучить возможности эффективного дистанционного обучения английскому языку китайских студентов с учетом межкультурных различий. Для этого в ходе исследования были выявлены основные культурные различия, влияющие на качество обучения китайских студентов английскому языку, выделены основные трудности овладения английским языком на основе анализа опроса студентов, предложены вероятные способы их преодоления. Студенты отмечали, что трудности носят как лингвистический, так и экстралингвистический характер. Среди достоинств дистанционного мультикультурного взаимодействия выделяются: возможность снятия языкового и культурного барьеров, привлечение современного контента и обучающих тренажеров. В качестве рекомендации для преодоления трудностей при изучении английского языка китайцами необходимо подчеркнуть необходимость учитывать их культурные особенности при подготовке преподавателя к занятию (страх «потерять лицо», склонность к заучиванию, непререкаемый авторитет преподавателя, низкий интерес к творческим заданиям).

Ключевые слова: обучение английскому языку, дистанционное обучение, обучение иностранных студентов, мультикультурная обучающая среда, китайская культура, учет культурных различий, качество образования, образовательные технологии.

 

 

Литература 

  1. Huang J, Li J, Shu T, Zhang Y. A Mixed-Methods National Study Investigating Key Challenges in Learning English as a Foreign Language: A Chinese College Student Perspective // Frontiers in Psychology. 2022. Vol. 13. DOI: 10.3389/fpsyg.2022.1035819
  2. Мясникова С.В. Особенности обучения китайских студентов английскому языку в высшей школе // АНИ: педагогика и психология, 2017. № 3 (20). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-obucheniya-kitayskih-stude... (дата обращения: 01.03.2024).
  3. Валеева Р.С. Особенности обучения английскому языку китайских студентов // International Journal of Humanities and Natural Sciences. 2022. Vol. 10-1 (73). DOI: 10.24412/2500-1000-2022-10-1-136-139. URL: http://intjournal.ru/wp-content/uploads/2022/11/Valeeva.pdf (дата обращения: 20.02.2024).
  4. Антонова А.Б. Современные тенденции в обучении китайских школьников и студентов английскому языку как иностранному в образовательных учреждениях России и Китая // Российско-китайские исследования. 2017. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-tendentsii-v-obuchenii-kit... (дата обращения: 02.03.2024).
  5. Zhao Haochen. The Influence of Test-oriented Teaching on Chinese Students’ Long-Term Use of English // International Journal of Education and Humanities. 2022. № 6. P. 123–128.
  6. Jiang Shuyi, Lee Kam-Fong, Ang, Chin-Siang. Chinese ESL Students’ Perceptions of Academic Writing in English in Malaysian Universities // PASAA. 2022. Vol. 63. P. 93–122.
  7. Дерюгина И.В. Особенности дистанционного обучения английскому языку // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина. 2018. № 11 (51). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-distantsionnogo-obucheniya... (дата обращения: 02.02.2024).
  8. Агальцова Д.В., Короткова А.З. Методические аспекты обучения английскому языку в дистанционном формате // МНКО. 2023. № 2 (99). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodicheskie-aspekty-obucheniya-angli... (дата обращения: 05.03.2024).