УДК 378-054.6
DOI 10.20339/AM.05-24.044
М.Н. Кичерова*,
канд. социол. наук, доцент
кафедры общей и экономической социологии
Тюменский государственный университет
e-mail: m.n.kicherova@utmn.ru
https://orcid.org/0000-0001-5829-7570,
ResearcherID: Q-3629-2019, РИНЦ Author ID 504058
Е.А. Юрина,
студент направления «Социология»
Тюменский государственный университет
e-mail: stud0000249864@study.utmn.ru
Актуальность проблемы определяется необходимостью совершенствования подходов к адаптации и интеграции иностранных студентов, численность которых ежегодно растет в связи с процессами интернационализации высшего образования. В статье представлен анализ лучших практик и опыта адаптации иностранных студентов в вузах разных стран. По результатам исследования, реализованного в Тюменском государственном университете с иcпользованием методов контент-анализа и полуформализованных интервью, выявлены проблемные зоны адаптации, раскрыты факторы и условия, формирующиеся в процессе взаимодействия преподавателей с иностранными студентами. Предложены рекомендации для университетского управления, выделены формы адаптации, потенциал которых используется не в полной мере. Практическая значимость заключается в возможности применения результатов и выводов для разработки вузовских программ адаптации иностранных студентов.
Ключевые слова: иностранные студенты, интернационализация высшего образования, адаптация, интеграция, университеты, факторы адаптации, академическая адаптация.
Литература
1. Хамукова Б.Р., Мамижева З.Х. Адаптация как социальный процесс: современные научные подходы в системе гуманитарного знания // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2020. № 2 (45). С. 121–128.
2. Лунева О.В. Адаптация социальная // Знание. Понимание. Умение. 2018. № 3. С. 240–247.
3. Капитанова Н.В. Социальная адаптация в техногенном обществе // Общество: социология, психология, педагогика. 2022 № 7 (99). С. 33–38.
4. Аркатова О.Г. Особенности социокультурной адаптации иностранных студентов // Социально-гуманитарные знания. 2015. № 8. С. 127–136.
5. Амбарова П.А., Зборовский Г.Е., Никольский В.С., Шабров Н.В. Академическая и социокультурная адаптация студентов в вузах России // Высшее образование в России. 2022. № 31 (12). С. 9–30.
6. Бортникова Л.В., Наговицын Р.С. Анализ методов адаптации иностранных студентов в России и в Великобритании // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2023. № 4 (218). С. 43–46.
7. Smith S.M., Carter-Rogers K, Norris M.E., Brophy, T. Students Starting University: Exploring Factors That Promote Success for First-Year International and Domestic Students // Frontiers in Education. 2022D. DOI: 10.3389/feduc.2022.779756
8. McGregor A. et al. Supporting international students in an Ontario college: A case for multiple interventions // The Canadian Journal of Action Research. 2022. Vol. 22. No. 2. P. 5–28.
9. Singh P. et al. International students: What’s missing and what matters // Open Journal of Social Sciences. 2022. Vol. 10. No. 2. P. 381–397.
10. Jiang Q., Yuen M., Horta H. Factors influencing life satisfaction of international students in Mainland China // International Journal for the Advancement of Counselling. 2020. Vol. 42. P. 393–413.
11. Martirosyan N.M., Bustamante R.M., Saxon D.P. Academic and social support services for international students: Current practices // Journal of international Students. 2019. Vol. 9. No. 1. P. 172–191.