Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

Образование в XXI веке: воспитание, обучение и служение обществу

В.П. Соловьёв, Т.А. Перескокова
В.П. Соловьев,
канд. техн. наук, профессор
НИТУ МИСИС
Т.А. Перескокова,
канд. пед. наук, доцент
Старооскольский филиал
Российского государственного геологоразведочного
университета (МГРИ) имени Серго Орджоникидзе
 
Рассматривается проблема реализации в вузах страны образовательного подхода, названного как «обучение служением». По итогам обсуждения на заседании Государственного Совета сформирован Перечень поручений, среди которых предложено включить в образовательные программы высшего образования курс (модуль) «Обучение служением». Под обучением служением принято понимать особый педагогический подход, сочетающий академическое образование и решение обучающимися социально значимых задач. Авторы считают, что термин «обучение служением» не соответствует стилю русского языка. По мнению авторов, рассматриваемый как нововведение педагогический подход «обучение служением» — не что иное, как применение деятельностного подхода, разработанного российскими учеными. Предлагается вместо непонятного западного термина «обучение служением» обозначить этот педагогический подход как «общественное служение при обучении». Этот подход в большей степени относится к воспитательной компоненте образовательного процесса. Деятельностный подход в полной мере будет реализовываться при переходе к обучению в групповых классах преподавателей. Разнообразие форм обучения будет способствовать раскрепощению молодежи, преодолению их пассивности. Одной из таких форм и будет подготовка студентов к реализации конкретных общественно значимых проектов.
Ключевые слова: обучение служением, деятельностный педагогический подход, классы преподавателей, проблемный метод, интерактивное обучение, социально-личностные компетентности
 
Литератра
 
  1. Стенограмма заседания Государственного совета. 22 декабря 2022 г. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/70169
  2. Перечень поручений по итогам заседания Госсовета от 29 января 2023 г. Пр-173ГС, п. 8. URL: http://kremlin.ru/acts/assignments/orders/70421
  3. Никольский В.С. Обучение служением в России: становление предметного поля // Высшее образование в России. 2023. Т. 32. № 12. С. 9–28.
  4. Бодренкова Г.П., Захаров И.Г., Захарова Е.А., Попова А.А. Service Learning — Обучение действием. М. Фонд «Созидание», 2006. 166 с.
  5. Соловьев В.П., Кочетов А.И., Крупин Ю.А., Перескокова Т.А. Качество — визитная карточка нашего времени. М.: Университетская книга, 2016. 152 с.
  6. URL: https://4brain.ru/blog/модель-колба/?ysclid=lr94vmd44y688034689
  7. Обучение служением: методическое пособие / под ред. Решетникова О.В., Тетерского С.В. М.: АВЦ. 2020. 216 с.
  8. Методические рекомендации по реализации модуля «Обучение служением» в образовательных организациях высшего образования Российской Федерации. 2023. URL: https://metodicheskie-rekomendacii-po-realizacii-modulja-obuchenie-sluzh...
  9. Зимняя И.А. Педагогическая психология. М.: Логос, 2000. 384 с.
  10. Зимняя И.А. Личностно-деятельностный подход как основа организации образовательного процесса // Стратегия воспитания в образовательной системе России: подходы и проблемы. М.: Издательский сервис, 2004. С. 162–167.
  11. Основы проектной деятельности: учеб. пособие / С.Г. Редько [и др.]. СПб., 2018. 84 с. URL: https://elib.spbstu.ru/dl/2/s18-134.pdf/view
  12. Организация добровольческой (волонтерской) деятельности и взаимодействие с социально ориентированными НКО: учебник / А.П. Метелев, Ю.С. Белановский, Н.И. Горлова и др.; отв. ред. И.В. Мерсиянова. М.: НИУ ВШЭ. 2022. 456 с.
  13. Гаете Сепулведа М.А. Обучение служением через проектно-прикладную деятельность: метод. реком. для университетов. М.: Грифон, 2022. 90 с.
  14. Соловьев В.П., Перескокова Т.А. О реализации концепции технологического развития России // Alma mater (Вестник высшей школы). 2024. № 1. С. 9–19. DOI: 10.20339/АМ.01-24.09
  15. Система мероприятий и нормативная база по переходу на новые методы и формы обучения в условиях рыночных отношений: сб. докум. М.: МИСиС, 1991. 42 с.