УДК 378-044.3:005.6
В.Я. Гельман,
д-р техн. наук, профессор
кафедра медицинской информатики и физики
Северо-Западный государственный медицинский университет им. И.И. Мечникова,
г. Санкт-Петербург
e-mail: Viktor.Gelman@szgmu.ru
В связи с общим развитием образования и его цифровизацией возникает необходимость в дополнительном анализе и адаптации системы оценок для приведения ее к современному уровню. В статье исследуется влияние количества градаций оценки успеваемости на эффективность обучения в вузе. Методической основой исследования стали анализ научных публикаций и обобщенный практический опыт. Основное внимание уделено исследованию преимуществ и недостатков пятибалльной системы оценивания. Рассмотрены основные подходы к выбору количества градаций оценки. Проанализированы ключевые факторы воздействия количества градаций оценки на учебное поведение студентов. Показано, что в отечественных вузах наблюдаются тенденции повышения количества градаций оценок в определенных случаях в процессе обучения. Отмечается, что выбор системы оценок должен соответствовать образовательным целям и ценностям учебного заведения, принимая во внимание предмет, контингент студентов и желаемые результаты. Высказываются предположения о перспективах развития системы оценивания в вузах. Предполагается, что в обозримом будущем можно ожидать перехода в высшем образовании с общей пятибалльной системы на десятибалльную. Отмечается необходимость дальнейших исследований в этой области, чтобы лучше понять влияние систем оценок на общий образовательный опыт и эффективность обучения.
Ключевые слова: оценки успеваемости, количество градаций оценок, системы оценок, эффективность обучения, выбор количества градаций, вуз.
Литература
1. Махсудов П.М., Акбаров А., Мадрахимов А., Умаров Н.Ю. Использование интерактивных методов при оценке знаний // Молодой ученый. 2013. № 8 (55). С. 408–410. URL: https://moluch.ru/archive/55/7524/ (дата обращения: 17.11.2023).
2. Савельев А.Ю., Подольский В.Е. Исследование методов определения уровня обученности студентов в системах управления образовательным процессом университетов // Информационные системы и технологии. 2013. № 6 (80). С. 41–45.
3. Сазонов Б.А. Балльно-рейтинговые системы оценивания знаний и обеспечение качества учебного процесса // Высшее образование в России. 2012. № 6. С. 28–40.
4. Smith J. Assessment granularity in higher education: A case for reconsidering the five-point scale // Journal of Educational Research. 2017. No. 42 (3). P. 215–230.
5. Brown L. et al. The impact of grading scales on the quality of feedback in higher education // Educational Assessment. 2018. No. 33 (2). P. 145–162.
6. Garcia R. et al. Motivational implications of the five-point grading system for high-achieving students // Journal of Higher Education. 2020. No. 45 (1). P. 78–94.
7. Гельман В.Я. Пути повышения мотивации к обучению у студентов вуза // Психология обучения. 2019. № 2. С. 52–61.
8. Johnson M. Critical thinking and the limitations of the five-point assessment scale // Higher Education Journal. 2019. No. 27 (4). P. 321–338.
9. Patel S. Subjectivity in grading: An analysis of the five-point assessment scale // International Journal of Educational Assessment. 2016. No. 21 (3). P. 210–225.
10. Гельман В.Я. Влияние точности оценки успеваемости на эффективность обучения в вузе // Alma mater. 2023. № 12. С. 43–47. DOI: 10.20339/AM.12-23.043