Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

Рефлексия в преподавании: цели, приемы, противоречия

Н.В. Маклакова, И.А. Маклаков
$2.50

УДК 37.01

DOI 10.20339/AM.01-24.084   

 

Н.В. Маклакова,

канд. пед. наук, доцент

кафедры иностранных языков Института международных отношений

Казанский федеральный университет

e-mail: natalim.16@mail.ru

И.А. Маклаков,

канд. филол. наук, доцент

кафедры менеджмента, гуманитарных

и естественнонаучных дисциплин

Российская международная академия туризма (Казанский филиал)

e-mail: one_i@mail.ru

 

В статье представлен анализ современного состояния рефлексивного обучения (РО), которому сегодня придают большое значение в отечественной и зарубежной теории и практике преподавания в связи с тем, что повышение качества образования требует особого внимания к личности учителя как центрального звена всего учебного процесса, его системообразующего компонента. Предлагается оригинальная трактовка данного понятия через понимание РО как сквозной педагогической практики, которая сопровождает учителя на протяжении всей его профессиональной деятельности, что позволяет преодолеть существующую пестроту подходов к его трактовке в контексте актуальных целей и задач. Особое внимание уделяется рефлексивному преподаванию (РП). Его субъектом становится преподаватель, оценивающий собственную практику, изучающий эффективность своего выбора учебных программ, материалов, методов и приемов, учитывающий отзывы учащихся и коллег и вносящий изменения в учебный процесс для повышения его продуктивности. Субъектом же рефлексивного учения является учащийся, размышляющий о своем опыте обучения, изучающий свои собственные стратегии учения и вносящий коррективы для улучшения собственных результатов. Исследуются приемы РП и проблемы, с которыми сталкиваются преподаватели в процессе его внедрения в практику. На основе проведенного анализа выявляются противоречия в теории и практике РП, лежащие в основе этих проблем.

Ключевые слова: рефлексивное обучение, сквозная педагогическая практика, методы, приемы, проблемы и противоречия.

 

Литература (на русском яз.)

  1. Аада К. Рефлексивные обучающие практики между теорией и реальностью в требовательном обществе: Международная научная конференция IISES, 6 (2020) [Электронный ресурс]. DOI: 10.20472/IAC.2020.055.001
  2. Алексеева А.И. Методика организации рефлексивного этапа на учебных занятиях в вузе // Научный диалог. 2014. № 11 (35): Психология. Педагогика. С. 6–15.
  3. Алмабекова О.А. Рефлексия и коммуникация в обучении английскому языку для профессиональных целей // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 5. URL: https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=10374 (дата обращения: 7.04.2020).
  4. Барышева Т.Д. Элементы рефлексивного обучения в профессиональной подготовке будущих педагогов-психологов // Problems of education in the 21st century. 2009. Vol. 18. P. 161–166.
  5. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества / сост. С.Г. Бочаров. М.: Искусство, 1979. 423 с.
  6. Калинина Н.В. Развитие профессиональной рефлексии учителя: трудности и условия // Проблемы и перспективы развития профессиональной рефлексии педагогов и психологов образовательных учреждений: сб. научных трудов. Ульяновск, УИПКПРО, 2007. С. 17–20.
  7. Карпов А.А. Психология рефлексивных механизмов деятельности. М.: Институт психологии РАН, 2004. 432 с.
  8. Кулюткин Ю.Н. Рефлексивная регуляция мыслительных действий // Психологические исследования интеллектуальной деятельности. М., 1979. С. 22–29
  9. Лeфeвp В.А. Peфлeкcия. М., 2003. 4З6 с.
  10. Локк Д. Опыт о человеческом разумении: соч. в 3 т. М., 1985. Т. 2. 560 с.
  11. Пономаренко Е.П., Иванова А.Л. Проблемы организации рефлексивного обучения иностранному языку дистанционно в период пандемии // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2020. № 4 (45). сб. научных трудов: https://scipress.ru/pedagogy/articles/problemy-organizatsii-refleksivnog... (дата обращения: 21.04.2020).
  12. Сурикова О.В. Рефлексивный анализ профессиональной деятельности педагога: уч.-метод. пос. / Акад. последиплом. образования. Минск: АПО, 2011. 96 с.
  13. Шаров А. Принципы и методы рефлексивного обучения в вузе // Высшее образование в России. 2008. № 6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/printsipy-i-metody-refleksivnogo-obuch... (дата обращения: 08.11.2023).

References (foreign literature in Engl.)

  1. Belvis, E., Pineda, P., Armedol, C., and Moreno, V. Evaluations of Reflective Practice. European Journal of Teacher Education. 2013. V. 6 (3). Р. 279–292.
  2. Benade, L. Teachers’ reflective practice in the context of twenty-first century learning: applying Vagle’s five-component post-intentional plan for phenomenological research. Open Review of Educational Research. 2016. No. 3 (1). P. 133–147.
  3. Brookfield, S. Becoming a Critically Reflective Teacher. 2nd ed. San Francisco: Jossey Bass, 2017. 304 p.
  4. Clegg, S., Tan, J., Saedi, S. Reflecting or Acting? Reflecting and Continuing Professional Development in the UK Higher Education. Reflective Practice. 2002. No. 3 (1). P. 131–146.
  5. Day, C. Professional Development and Reflective Practice: purposes, processes and partnerships. Pedagogy, Culture and Society. 1999. V. 7 (2). P. 221–233.
  6. Denton, D. Reflection and learning: Characteristics obstacles and implications. Educational Philosophy and Theory. 2011. V. 43 (8). P. 838–852.
  7. Dewey, J. How we think. Boston: Heath and Co.,1933. 238 p.
  8. Killion, J., & Todnem, G. A Process for Personal Theory Building. Educational Leadership. 1991. No. 48. P. 4–17. URL: https://eric.ed.gov/?id=EJ422847
  9. Lan, M.H., Wang, K.-P. The effects of reflective teaching on an intensive teacher training program. Indonesian Journal of Applied Linguistics. 2013. V. 3 (1).
  10. Lin, X., Hmelo, C., Kinzer, C.K. et al. Designing technology to support reflection. ETR&D. 1999. No. 47. P. 43–62. DOI: 10.1007/BF02299633
  11. Mermelstein, A. Reflective Teaching as a Form of Professional Development. Mextesol Journal. 2018. Vol. 42. No. 4. P. 102–112.
  12. Minott, M.A. Valli’s Typology of Reflection and the Analysis of Pre-Service Teachers’ Reflective Journals. Australian Journal of Teacher Education. 2008. Vol. 33. No. 5. Article 4. DOI: 10.14221/ajte.2008v33n5.4
  13. Pavlovich, K. The development of reflective practice through student journals. Higher Education Research and Development. 2007. V. 26 (3). P. 281–295.
  14. Ramin Akbari. Reflections on reflection: A critical appraisal of reflective practices in L2 teacher education. System. 2007. Vol. 35. Iss. 2. P. 192–207
  15. Redmond, B. Reflection in Action: Developing Reflective Practice. London: Routledge, 2017. 179 p.
  16. Rodgers, C. Defining Reflection: Another Look at John Dewey and Reflective Thinking. Teachers College Record. 2002. V. 104 (1). P. 842–866.
  17. Schaepkens, SPC, Lijster, T. Mind the Gap: A Philosophical Analysis of Reflection’s Many Benefits. Teach Learn Med. 2023 Jun-Jul; 35 (3): 368–377. DOI: 10.1080/10401334.2022.2142794. Epub 2022 Dec 8. PMID: 36475951.
  18. Schön, D. The Reflective Practitioner. New York: Basic Books, 1983. 374 p.
  19. Smith, P.J. Philosophical Reflection and Rashness. In: Silva-Filho, W., Tateo, L. (eds). Thinking About Oneself. Philosophical Studies Series. 2019. Vol. 141. Springer, Cham. DOI: 10.1007/978-3-030-18266-3_6
  20. Stephens, A., Tjøstheim, T.A. The Cognitive Philosophy of Reflection. Erkenn. 2022. V. 7. P. 2219–2242. DOI: 10.1007/s10670-020-00299-0
  21. Tubbs, N. From reflective practitioner to comprehensive teacher. Educational Action Research. 2000. V. 8. Iss. 1. P. 167–178, DOI: 10.1080/09650790000200113

Van Seggelen-Damen, I.C.M., Van Hezewijk, R, Helsdingen, A.S. Wopereis IGJH. Reflection: A Socratic approach. Theory Psychol. 2017. 27 (6): 793–814. DOI: 10.1177/0959354317736388. Epub 2017 Oct 24. PMID: 29249867; PMCID: PMC5703031.