Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

Роль дополнительных образовательных программ в развитии предпринимательской активности среди российской молодежи

Т.И. Грабельных, А.В. Лапина, Н.А. Саблина, С.П. Какаулин, А.Ю. Татарникова
$2.50

УДК 37.09+338

DOI 10.20339/AM.01-24.076  

 

 

Т.И. Грабельных*,

д-р социол. наук, профессор,

зав. кафедрой социальной философии и социологии,

зав. социологической лабораторией региональных проблем и инноваций

Иркутский государственный университет

e-mail: tagr@bk.ru

А.В. Лапина,

канд. социол. наук, преподаватель

кафедры социальной философии и социологии

Иркутский государственный университет

e-mail: anvilapina@edu.hse.ru

Н.А. Саблина,

канд. социол. наук, доцент

кафедры социальной философии и социологии,

ст. науч. сотр. социологической лаборатории региональных проблем и инноваций

Иркутский государственный университет

e-mail: nsablina@bk.ru

С.П. Какаулин,

канд. экон. наук, доцент

кафедра социальной философии и социологии

Иркутский государственный университет

e-mail: kspmail@mail.ru

А.Ю. Татарникова,

соискатель кафедры социальной философии и социологии

Иркутский государственный университет,

e-mail: alenatatarnikova22@mail.ru

 

В статье рассматривается повышение роли института дополнительного образования в развитии предпринимательской активности среди российской молодежи. Обосновано, что в условиях неустойчивого общественного развития реализация дополнительных образовательных программ открывает новые возможности для молодых предпринимателей благодаря формированию универсальных компетенций, позволяющих быстрее адаптироваться к угрозам и вызовам меняющегося мира. Акцентировано внимание на необходимости обеспечения качества и гибкости образовательных программ в развитии успешной предпринимательской деятельности среди молодежи. В статье дифференцированы цифровые площадки и платформы, способствующие повышению предпринимательской активности молодежи с учетом образовательной компоненты.

Выделены два типа образовательных площадок, на базе которых проходит активное освоение универсальных компетенций в условиях цифровых трансформаций. Первый тип представлен программами и мероприятиями, направленными на развитие молодежного предпринимательства на широкой институциональной основе. Второй тип отражает профильные площадки, ориентированные на молодежь, уже имеющую дипломы о высшем образовании и реализующую свои профессионально-образовательные и трудовые траектории на рынке труда. Доказано, что в условиях отдельного российского региона формирование и реализация стратегий предпринимательской активности молодежи имеют свою специфику и отражают ключевые проблемы социально-экономического развития.

Ключевые слова: молодежь, высшее образование, институт дополнительного образования, дополнительные образовательные программы, предпринимательская активность, универсальные компетенции, цифровые площадки и платформы.

 

Литература

1.         Бондаренко Т.Г., Исаева Е.А. Стартапы в России: актуальные вопросы развития // Интернет-журнал «Науковедение». 2015. Т. 7. № 5. URL: https://naukovedenie.ru/PDF/83EVN515.pdf (дата обращения: 05.11.2023).

2.         Всероссийская программа по развитию молодежного предпринимательства. Росмолодежь. Бизнес. 2022. URL: https://бизнесмолодых.рф/ (дата обращения: 06.11.2023).

3.         Ильинский И.М. Молодежь России: тенденции и перспективы. М.: Молодая гвардия, 1993. 215 с.

4.         Минэкономразвитие отмечает рост числа молодых предпринимателей. Национальный онлайн-портал для предпринимателей «Мой бизнес». 2023. URL: https://мойбизнес.рф/novosti/news/minekonomrazvitiya-otmechaet-rost-chisla-molodykh-predprinimateley/ (дата обращения: 05.11.2023).

5.         Мосякин И.Я. Сущность социальной молодежной политики и объективная необходимость ее пересмотра в условиях реформирования общества. М.: Луч, 1994. 35 с.

6.         Мошкин И.В. Портфель молодого предпринимателя: Практикум для начинающих предпринимателей. Ростов-н/Д: Изд-во Южного федерального университета, 2013. 52 с.

7.         Названа доля готовой активно учиться бизнесу российской молодежи. 2023. URL: https://lenta.ru/news/2023/06/29/mldbss/ (дата обращения: 04.11.2023).

8.         Обучение граждан в рамках федерального проекта «Содействие занятости» национального проекта «Демография». Работа России. 2023. URL: https://trudvsem.ru/information-pages/support-employment/ (дата обращения: 06.11.2023).

9.         Платформа университетского технологического предпринимательства. Официальный сайт Министерства науки и высшего образования Российской Федерации. 2022. URL: https://minobrnauki.gov.ru/platform_utp/ (дата обращения: 05.11.2023).

10.       Пленарное заседание Петербургского международного экономического форума. Официальный сайт Президента России. 2023. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/speeches/71445 (дата обращения: 04.11.2023).

11.       Полежай В.Г. Реформа российского образования 1915–1917 гг. По материалам журналов Министерства народного просвещения и Русского технологического общества // Alma mater (Вестник высшей школы). 2011. № 11. С. 89–95.

12.       Предпринимательство в России: мониторинг. ВЦИОМ. 2023. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/predprinimatels... (дата обращения: 07.11.2023).

13.       Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2036 года. Официальный сайт Министерства экономического развития Российской Федерации. 2018. URL: https://www.economy.gov.ru/material/directions/makroec/prognozy_socialno... (дата обращения: 04.11.2023).

14.       Раковская O.A. Социальные ориентиры молодежи: тенденции, проблемы, перспективы. М.: Наука, 1993. 188 с.

15.       Результаты Федерального проекта «Платформа университетского технологического предпринимательства» с 2022 года. Платформа университетского технологического предпринимательства. 2023. URL: https://univertechpred.ru/# (дата обращения: 06.11.2023).

16.       Фестиваль молодежного предпринимательства. Ярославский государственный технический университет. 2023. URL: https://www.ystu.ru/events/student/festival-molodezhnogo-predprinimatels... (дата обращения: 06.11.2023).