УДК 378
В.Д. Васильева,
д-р пед. наук, доцент,
профессор кафедры истории, культуры и социологии
Волгоградский государственный технический университет
e-mail: vasilyevavd2016@yandex.ru
В течение многих лет система высшего образования находилась в состоянии постоянных сложных и противоречивых модификаций, что приводило к изменению статуса и перечня социально-гуманитарных дисциплин в образовательных программах технических вузов. В статье на примере одного направления инженерной подготовки рассмотрено, как менялось содержание цикла социально-гуманитарных дисциплин в государственных образовательных стандартах трех поколений. Проведен анализ содержания цикла социально-гуманитарных дисциплин в учебных планах действующих образовательных программ по направлениям инженерной подготовки (уровень бакалавриата) ряда технических вузов. Даны рекомендации по приведению социально-гуманитарных дисциплин при проектировании новых образовательных программ согласно ФГОС ВО четвертого поколения в соответствие с требованиями времени, современной науки, общества и личности.
Ключевые слова: социально-гуманитарные дисциплины, инженерная подготовка, образовательная программа.
Литература
- Григораш А.В. Высшее техническое образование в эпоху перемен // Высшее образование сегодня. 2018. № 3. С. 6–9.
- Коршунов С.В. Системе стандартизации образования в Российской Федерации — четверть века // Высшее образование в России. 2018. № 3. С. 23–36.
- Соловьев В.П., Перескокова Т.А. Инженерное образование: проблемы и перспективы решения // Alma mater (Вестник высшей школы). 2022. № 8. С. 10–19. DOI: 10.20339/AM.08-22.010
- Васильева В.Д. К вопросу об онтогенезе модели специалиста в русле эволюции образовательных стандартов // Alma mater (Вестник высшей школы). 2023. № 3. C. 10–16. DOI: 10.20339/AM.03-23.010
- Куиш А.Л. Модель блока социально-гуманитарных дисциплин // Социология. 2014. № 3. С. 85–90.
- Васильева В.Д. Социально-гуманитарные дисциплины инженерной подготовки в аспекте ФГОС ВО 3++ // Высшее образование в России. 2019. Т. 28. № 5. С. 111–118.
- Спасенников В.В. Компетентностная образовательная парадигма в контексте особенностей ее практической реализации при формировании универсальных компетенций // Человек и образование. 2022. № 4. С. 41–52.
- Рудской Е.И., Боровиков А.И., Романов П.И. Концепция ФГОС ВО четвертого поколения для инженерной области образования в контексте выполнения поручений Президента России // Высшее образование в России. 2021. № 4. С. 72–84.
- Перечень поручений по реализации Послания Президента Федеральному Собранию от 21.02.2023 № Пр-528. URL: http://www.kremlin.ru/acts/assignments/orders/70689 (дата обращения: 20.10.2023).
- Указ Президента Российской Федерации от 12.05.2023 № 343 «О некоторых вопросах совершенствования системы высшего образования». URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202305120005?ysclid=lir28748ww801690861 (дата обращения: 20.10.2023).
- Минобрнауки России определило обязательный минимум изучения истории России в вузах. URL: https://minobrnauki.gov.ru/press-center/news/novosti-ministerstva/59646/ (дата обращения: 25.10.2023).
- Проект концепции учебно-методического комплекса модуля «Основы российской государственности». URL: https://fgosvo.ru/uploadfiles/method/Ps_MON_MN_11_1516_PK_21042023.pdf (дата обращения: 25.10.2023).
- Зимняя И.А. Общая культура и социально-профессиональная компетентность человека // Высшее образование сегодня. 2005. № 11. С. 14–21.
- Попков В.А., Коржуев А.В. Теория и практика высшего профессионального образования. М.: Академический проект, 2010. 343 с.
- Кущев Н.П. Формирование ФГОС нового поколения на междисциплинарной основе как необходимое условие повышения качества подготовки инженерных кадров // Alma mater (Вестник высшей школы). 2023. № 6. С. 12–19. DOI: 10.20339/AM.06-23.012