Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

Влияние точности оценки успеваемости на эффективность обучения в вузе

В.Я. Гельман
$2.50

УДК 378

DOI 10.20339/AM.12-23.043

 

В.Я. Гельман,

д-р техн. наук, профессор

кафедра медицинской информатики и физики

Северо-Западный государственный медицинский университет им. И.И. Мечникова,

Санкт-Петербург

e-mail: Viktor.Gelman@szgmu.ru

 

Контроль успеваемости является важнейшим компонентом образовательного процесса в вузах. Оценки влияют на мотивацию и стратегии обучения студентов, а также на развитие учебных программ. Ошибки в оценивании вызывают искажения в обратной связи системы «студент–преподаватель» и приводят к снижению эффективности обучения. В статье исследуются вопросы влияния точности и надежности оценки успеваемости на эффективность обучения на вузовском уровне. Методической основой исследования стали методы концептуального моделирования, анализ научных публикаций и обобщенный практический опыт. Предложена концептуальная модель влияния оценок на обучение студентов и проведено ее исследование. Показано, что при положительном систематическом смещении средней ошибки преподавателя качество обучения снижается. Рассмотрено также влияние неточности оценок на мотивацию студентов. Предложены пути повышения объективности оценивания успеваемости: формализация критериев выставления оценок, балльно-рейтинговая система, использование стандартных тестовых программ и методы коллегиального оценивания. Предполагается, что дальнейшие исследования в этой области будут сосредоточены на инновационных методах оценки, влиянии технологий на точность оценки, а также на роли коллегиальной оценки и самооценки в повышении надежности.

Ключевые слова: оценки успеваемости, точность оценок, эффективность обучения, концептуальная модель, мотивация студентов, вуз.

 

Литература

1. Зарученко А.А., Красноплахтова Л.И. Повышение эффективности педагогического контроля в высшей школе // Colloquium-journal. 2019. № 11 (35). С. 20–22.

2. Бойко А.А., Милевская Ю.С., Дорошин А.А. Оценка уровня эффективности используемых систем педагогического контроля знаний в вузах МВД России // Вестник Московского университета МВД России. 2015. № 8. С. 252–257.

3. Вахрушева Л.Н. К проблеме контроля и оценки профессиональных знаний, умений и навыков будущих педагогов // Вестник Вятского государственного университета. 2010. № 2-1. С. 130–136.

4. Фыонг Н.Т.Х., Хыонг Н.Т. Действительная оценка — обновление оценки успеваемости студентов педагогического университета // Проблемы педагогики. 2018. № 2 (34). С. 10–13.

5. Гельман В.Я., Белов Д.Ю., Ланько С.В., Сердюков Ю.П., Тихомирова А.А. Проблемы преподавания информационных-коммуникационных технологий в медицинском последипломном образовании // Профилактическая и клиническая медицина. 2014. № 1 (50). С. 18–25.

6. Дружилов С.А. Концептуальная модель профессиональной деятельности как психологическая детерминанта профессионализма // Психологические исследования: электронный научный журнал. 2013. Т. 29. № 6. С. 4–18.

7. Гельман В.Я. Пути повышения мотивации к обучению у студентов вуза // Психология обучения. 2019. № 2. С. 52–61.

8. Hattie J., Timperley H. View all authors and affiliations // Review of Educational Research. 2007. Vol. 77. Iss. 1. P. 81–112. URL: https://doi.org/10.3102/003465430298

9. Pintrich P.R., De Groot E.V. Motivational and self-regulated learning components of classroom academic performance // Journal of educational psychology. 1990. Vol. 82. No. 1. P. 33.

10. Entwistle N. Teaching for Understanding at University: Deep Approaches and Distinctive Ways of Thinking (Universities Into the 21st Century). Palgrave Macmillan. 2009. 278 p.

11. Прахова М.Ю., Светлакова С.В., Заиченко Н.В., Хорошавина Е.А., Краснов А.Н. Концепция балльно-рейтинговой системы оценивания результатов обучения студентов // Высшее образование в России. 2016. № 3. С. 17–25.