Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

Экспорт российского образования в механизме «мягкой силы»

С.П. Коряковцев, С.О. Кузнецова
$2.50

УДК 378(1/9)

DOI 10.20339/AM.11-23.068 

 

С.П. Коряковцев,

канд. пед. наук, преподаватель

кафедры электроники

Ярославское высшее военное училище ПВО

e-mail: youth1@mail.ru

С. Кузнецова,

канд. юр. наук, старший преподаватель

кафедры «Менеджмент и общегуманитарные науки»

Финансовый университет при правительстве Российской Федерации 

e-mail: svetlana-kuznetsova@yandex.ru

 

В статье анализируется стратегия России по созданию положительного образа государства и привлечению иностранных граждан в российские вузы. В рамках исследования проведен опрос граждан из Казахстана, Китая, Узбекистана, обучающихся в вузах РФ. Было установлено, что чем ниже качество жизни в стране респондента, тем больше он имеет желания остаться работать в России, а чем выше материальное благополучие респондента, тем больше он хочет продолжить учиться и работать за рубежом (США, Канада и др.). Выявлено, что чем выше уровень образования родителей студентов и занимаемые ими должности, то есть чем более обеспечена семья студента, тем чаще он ориентируется не только на рейтинги вузов, но и рейтинги качества жизни, индекс счастья, безопасности, вложения в человеческий капитал и др. Авторы пришли к выводу, что большинство иностранных граждан стремятся поступать в вузы России по рекомендации их референтных личностей (как правило, родителей, дедушек и бабушек), которые в свое время получили высшее образование в РФ. Результаты исследования показали, что для вхождения России в пятерку стран, где больше всего обучается иностранных студентов, государству и бизнесу необходимо использовать ресурсы «мягкой силы», на которые и указывает автор в своей статье.

Ключевые слова: экспорт образования, международные отношения, «мягкая сила», высшее образование, вузы.

 

Литератур:

1. Таланов С.Л. Государственная политика в сфере высшего образования в РФ: аспекты ее реализации в вузах центрального федерального округа // Социально-политические исследования. 2022. № 2 (15). С. 39–58.

2. Указ Президента Российской Федерации от 31 марта 2023 г. № 229 «Концепция внешней политики Российской Федерации».

3.         Nye Jr. Soft Power: The Means to Success in World Politics // Public Affairs. 2004. P. 5.

4. Schlesinger W., Cervera-Taulet A., Wymer W. The influence of university brand image, satisfaction, and university identification on alumni WOM intentions // J. Market. High Educ. 2021. Vol. 33 (1). P. 1–19.

5. Артеев С.П. Внешняя политика России: «мягкая сила» регионов // Вестник Московского университета. Сер. 25: Международные отношения и мировая политика. 2021. Т. 13. № 1. С. 32–57.

6. Антонова Н.Л., Сущенко А.Д., Попова Н.Г. «Мягкая сила» высшего образования как фактор мирового лидерства // Образование и наука. 2020. Т. 22. № 1. С. 31–58.

7. Коряковцева О.А., Бугайчук Т.В. Цифровое поколение: вызов гражданской идентичности // Политическое в условиях цифровых трансформаций. Материалы Всероссийской научной конференции (с международным участием) «Политическое в условиях цифровых трансформаций: философия, наука, технологии». Москва, 2022. С. 165–175.

8. Березин Д.Т., Румянцева Е.С. и др. Влияние COVID-19 на систему высшего образования // Alma Mater (Вестник высшей школы). 2020. № 10. С. 12–22. DOI: 10.20339/AM.10-20.012

9. Шатилов А.Б. Академическая мобильность иностранных студентов гуманитарных и обществоведческих направлений в рамках «мягкой силы» Российской Федерации // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2019. Т. 9. № 6 (42). С. 10–13.

10. Кушнарев Ф.Ю. Бренд страны, региона и города, как фактор «мягкой силы» России // Мир русскоговорящих стран. 2022. № 3 (13). С. 44–68.

11. Юферова М.А., Стрелова А.И. Медиация в образовании: уч. пос. ЯГПУ. Ярославль, 2018. 67 с.

12. Бурдьё П. Различение: социальная критика суждения / пер. с фр. О.И. Кирчик // Западная экономическая социология: хрестоматия современной классики. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2004. 680 с.