Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

Дидактические основы цифровизации образовательного процесса в гимназии при университете

С.Н. Аплевич
$2.50

УДК 373+378

DOI 10.20339/AM.11-23.043   

 

С.Н. Аплевич,

директор гимназии

Донского государственного технического университета

e-mail: vetylic2009@mail.ru

 

В статье анализируются современные дидактические основы, влияющие на развитие цифровых процессов в образовательной деятельности гимназии при университете. Объектом исследования является гимназия № 52 при Донском государственном техническом университете (Ростов-на-Дону), предметом исследования являются процессы, направленные на разработку дидактических подходов к цифровизации в образовательной деятельности гимназии, с глубоким вовлечением в профессиональную, проектную, исследовательскую работу учащихся гимназии для дальнейшего обучения в университете. В ходе теоретического анализа уточняются содержательные характеристики дидактического подхода в аспекте цифровизации образования (методология, компетенции, инструменты, технологии). Основываясь на дидактических принципах, эмпирически были определены отношение, вовлеченность и восприятие цифровизации образования в гимназии и университете. Результаты исследования обобщены графически, что отражает важность совершенствования базовых принципов дидактики в педагогике и формирования авторских подходов к использованию цифровизации в образовательном процессе как основы для развития компетенций, методик и технологий обучения. Проектная модель дидактических подходов к цифровизации образования обсуждалась среди коллег по гимназии и университету, она может быть использована при развитии всех видов компетенций в образовательной деятельности (образовательных, когнитивных, культурных, профессиональных, коммуникативных, социально-личностных), а также влиять на формирование навыков при работе с инновационными цифровыми технологиями и методами обучения.

Ключевые слова: дидактические основы цифровизации, гимназия и университет, проектная модель дидактических подходов.

 

Литература

  1. Виноградов Б.А. Геоэкономика: современные вызовы России и миру. URL: https://isgi.ru/article/vinogradov-ba-geoekonomika-sovremennye-vyzovy-ro... (дата обращения: 16.09.2023).
  2. Внеурочная деятельность в Гимназии Донского государственного технического университета. URL: https://gimnaziyadgtu.ru/page2#6be5e668-65c0-45b0-8b1d-b05f1d80d9d5 (дата обращения: 10.09.2023).
  3. Кларин М.В., Осмоловская И.М. Перспективные направления дидактических исследований: постановка проблемы // Образование и наука. 2020. Т. 22. № 10. С. 61–89.
  4. Кондакова И.В. Проблемы и риски цифровизации системы образования // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2022. № 11 (76). URL: https://scipress.ru/pedagogy/articles/problemy-i-riski-tsifrovizatsii-si... (дата обращения: 28.08.2023).
  5. Коршунова О.В. Основные тенденции развития современной дидактики // Вестник Вятского государственного университета. 2019. № 2. С. 70–80.
  6. Потанин С.П. Сборка модели педагогики нестабильности // Вестник Санкт-Петербургского научно-исследовательского института педагогики и психологии высшего образования. 2023. № 1 (5). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sborka-modeli-pedagogiki-nestabilnosti (дата обращения: 15.09.2023).
  7. Прохорова М.П., Лебедева Т.Е., Ксенофонтова А.И. Риски цифровизации в профессиональном образовании // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 66-3. С. 236–240.
  8. Пучков Н.П., Забавникова Т.Ю. Традиционная и цифровая дидактика в учебном процессе вуза: проблемы сочетания и пути их разрешения // Развитие общего и профессионального математического образования в системе национальных университетов и педагогических вузов: Материалы 40-го Международного научного семинара преподавателей математики и информатики университетов и педагогических вузов, Брянск, 7–9 октября 2021 г. Брянск: Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского, 2021. С. 214–218.
  9. Распоряжение Правительства РФ от 2 декабря 2021 г. № 3427-р «Об утверждении стратегического направления в области цифровой трансформации образования, относящейся к сфере деятельности Министерства просвещения РФ». URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/403075723/?ysclid=lmos8wfl7... (дата обращения: 18.09.2023).
  10. Региональный проект «Цифровая образовательная среда». URL: https://www.donland.ru/activity/2528/?ysclid=lmos68x44d312915814 (дата обращения: 18.09.2023).
  11. Салаватулина, Л.Р., Богачев А.Н. Цифровая трансформация дидактического пространства профессиональной подготовки педагогов // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. 2022. № 1 (167). С. 208–221.
  12. Соловьева Н.В., Гагарин А.В. Экологическое развитие личности в цифровом образовании: психолого-дидактические предпосылки проектирования // Мир психологии. 2019. № 3 (99). С. 271–281.
  13. Стрекалова Н.Б. Риски внедрения цифровых технологий в образование // Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2019. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/riski-vnedreniya-tsifrovyh-tehnologiy-... (дата обращения: 06.09.2023).
  14. Храпов С.А. Когнитивные риски цифровизации образования в контексте задач устойчивого развития. URL: https://www.openrepository.ru/article?id=551511&ysclid=lmomzkda1934146170 (дата обращения: 18.09.2023).
  15. Чжэньсинь Си. Понятие «дидактический подход» в современной педагогической науке: содержательные и структурно-функциональные характеристики // Известия ВГПУ. 2023. № 1 (174). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-didakticheskiy-podhod-v-sovre... (дата обращения: 06.09.2023).
  16. Ширшов Е.В. Системно-дидактическое обеспечение образовательного процесса: теоретические основы, методы и технологии реализации: монография. М.: Изд. Дом «Академия Естествознания», 2022. 442 с.