Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

Компьютерная игромания и кризис идентичности: социально-философский аспект

А.С. Петракова
$2.50

УДК 17+316.6

DOI 10.20339/AM.11-23.025

 

А.С. Петракова,

канд. филос. наук

Краснодарский кооперативный институт (филиал)

Российского университета кооперации

e-mail: petrakova_1984@list.ru

 

Игромания как социальная проблема становится все более актуальной в условиях практически полного перехода общества на цифровые способы взаимодействия, когда в сети Интернет человек проводит большую часть своего рабочего и личного времени. Автор рассматривает компьютерную игровую зависимость как фактор, влияющий на процессы идентификации и самоидентификации личности. Это связано с тем, что, погружаясь в виртуальную игровую среду, геймер имеет возможность самостоятельно формировать свою идентичность, используя для этого игрового персонажа и перенося его внешние данные, атрибуты, характер, привычки и иные параметры в конечном итоге на самого себя. Кроме того, взаимодействие в сетевом сообществе игроков также не требует демонстрации реального образа, практически не ограничивая игрока в выборе средств персональной идентификации. В статье автором выделены признаки компьютерной игровой зависимости, в числе которых полная погруженность в игру, неспособность контролировать свое поведение в ходе игры и сразу после выхода из нее, неумение управлять временем, утрата связи с реальностью, трансформация целей и интересов, приводящие к росту агрессии, реализации асоциальных моделей поведения, разрушению общественных связей и практически полной утрате навыков конструктивного межличностного взаимодействия. Подмена ценностей, утрата нравственных представлений и ориентиров, неспособность к эмпатии, агрессия, повышенная тревожность, замкнутость, падение общего интеллектуального уровня — это далеко не все последствия компьютерной игровой зависимости.

По мнению автора, для профилактики кибернетической игромании необходима активная информационная работа с населением, а также разработка механизма правового регулирования процессов онлайн-гейминга.

Ключевые слова: идентификация, идентичность, компьютерная игромания, кибернетический гейминг, геймер, ценности, нравственность, виртуальная реальность.

 

Литература

1. ВОЗ официально признала компьютерную игроманию болезнью. [Электронный ресурс] URL: https://ria.ru/20220101/igromaniya-1766335454.html (дата обращения: 22.08.2023).

2. Ворошилин С.И. Игровая зависимость: социальные, психологические и биологические основы // Суицидология. 2011. № 3. С. 26–36.

3. ВЦИОМ. Новости. На игре: социальные эффекты компьютерной игромании // Официальный сайт ВЦИОМ. [Электронный ресурс]. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/na-igre-soczialnye-effekty-kompyuternoj-igromanii (дата обращения: 22.08.2023)

4. Затолокин А.А. Виртуальная реальность и реальные проблемы поколения геймеров // Вестник Краснодарского университета МВД России. 2017. № 4 (38). С. 14–17.

5. Кулешова Е. Diablo 4 обошла Final Fantasy 16 в топе самых продаваемых игр в США за июнь // Игромания: Игровые новости [Электронный ресурс]. URL: https://www.igromania.ru/news/129147/diablo-4-oboshla-final-fantasy-16-v-tope-samyih-prodavaemyih-igr-v-ssha-za-iyun/ (дата обращения: 22.08.2023).

6. Курилов А. В Китае придумали, как жестко искоренить интернет-зависимость. А что у нас? [Электронный ресурс]. URL: https://4pda.to/2023/08/03/416519/v_kitae_pridumali_kak_zhyostko_iskorenit_internet_zavisimost_a_chto_u_nas/ (дата обращения: 22.08.2023).

7. Лебедев И.Б., Филатова Т.П. Кибернетическая лудомания — новая область психологических исследований криминальной агрессии подростков // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2013. № 1 (52). С. 55–59.

8. Названы самые зависимые от интернета страны. Новости. 22 ноября 2022 года // Официальный сайт РБК [Электронный ресурс]. URL: https://www.rbc.ru/life/news/637ce27d9a794795eaf4e3c1 (дата обращения: 22.08.2023).

9. Статистика зависимости: причины пристрастий и методы их лечения [Электронный ресурс]. URL: https://vawilon.ru/statistika-zavisimosti/ (дата обращения: 22.08.2023).

10. Ушакова Е.С. Интернет-зависимость как проблема современного общества // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. 2014. № 1 (4) [Электронный ресурс]. URL: http://humjournal.rzgmu.ru/art&id=64 (дата обращения: 22.08.2023).

11. Фортова Л.К., Матюхина О.С. Исследования проблемы виртуальных аддикций несовершеннолетних в Российской и зарубежной науке // Мир науки, культуры, образования. 2018. № 2 (69). С. 54–58.

12. Чагина М.А. Игровая зависимость как социальная проблема: механизмы социально-психологической профилактики и юридического регулирования // Новизна. Эксперимент. Традиции. 2021. Т. 7. № 3 (15). С. 93–102.

13. Шаров К.С. Онлайн-видеоигры как фактор социальных девиаций // Ценности и смыслы. 2015. № 3 (37). С. 52–65.