Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

Актуальные направления совершенствования контрольно-надзорной деятельности в сфере образования

К.И. Колесникова, А.Н. Шунько
$2.50

УДК 37:34

DOI 10.20339/AM.11-23.010

 

К.И. Колесникова,

канд. социол. наук, доцент

кафедра регионального и муниципального управления

Российская академия народного хозяйства и государственной службы

при Президенте Российской Федерации

е-mail: kiksen@mail.ru, kolesnikova-ki@ranepa.ru

А.Н. Шунько,

аспирант

кафедра государственного управления и политических технологий

Российская академия народного хозяйства и государственной службы

при Президенте Российской Федерации

е-mail: shunko73@mail.ru

 

Статья посвящена анализу новой модели контрольно-надзорной деятельности органов государственной власти в сфере образования, новым подходам к ее проведению. Особое место в статье уделено институциональным основам совершенствования контрольно-надзорной деятельности в Российской Федерации и видам государственного контроля (надзора) в сфере образования. Авторами определены основные тенденции изменения нормативных правовых основ реализации контрольно-надзорной деятельности органов государственной власти в сфере образования и основные принципы формирования новой модели контрольно-надзорной деятельности в рамках механизма «регуляторной гильотины» — мониторинг, профилактика и риск-ориентированный подход. Проведен анализ фактических данных о результатах реформирования контрольно-надзорной деятельности в Российской Федерации, а также анализ результатов деятельности контрольно-надзорных органов в сфере образования. Проанализированы базовые принципы внедрения в контрольно-надзорную деятельность риск-ориентированного подхода, описана система отнесения объектов контроля в сфере образования к определенной категории риска. Представлены направления цифровизации надзора в сфере образования. Выделены и охарактеризованы основные инструменты контрольно-надзорной деятельности в сфере образования: лицензирование и аккредитация образовательных организаций. В статье проведен анализ проблем реализации контрольно-надзорной деятельности в сфере образования.

Ключевые слова: образование, уровни образования, государственный контроль, контрольно-надзорная деятельность в сфере образования, совершенствование контроля (надзора).

 

Литература

1. Агамагомедова С.А. Риск-ориентированный подход при осуществлении контрольно-надзорной деятельности: теоретическое обоснование и проблемы применения // Сибирское юридическое обозрение. 2021. № 4.

2. Гринькова Д.А. Государственный контроль (надзор) в сфере высшего образования: система и проблемы реализации [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gosudarstvennyy-kontrol-nadzor-v-sfere-vysshego-obrazovaniya-sistema-i-problemy-realizatsii (дата обращения: 08.08.2023).

3. Кирилловых А.А. Механизм «регуляторной гильотины» в образовании: проблемы и перспективы практической реализации в деятельности Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки // Актуальные проблемы российского права. 2022. № 17 (4). С. 37–45. URL: https://doi.org/10.17803/1994-1471.2022.137.4.037-045 (дата обращения: 11.08.2023).

4. Коцюрко Е.П. Виды государственного контроля и надзора в сфере образования: основные характеристики и критерии // Правовая политика и правовая жизнь. 2020. № 1.

5. Кравцов С.С. Новая модель контрольно-надзорной деятельности в сфере образования и науки [Электронный ресурс]. URL: https://obrnadzor.gov.ru/news/rosobrnadzor-rasskazal-o-novyh-podhodah-k-kontrolno-nadzornoj-deyatelnosti-v-ramkah-regulyatornoj-gilotiny/ (дата обращения: 08.08.2023).

6. Куликова Т.Б. Проблемы правового регулирования лицензионного контроля за образовательной деятельностью // Вестник Санкт-Петербургского университета. 2019. № 3.

7. Доклад аналитического центра при Правительстве Российской Федерации «Механизмы контрольно-надзорной деятельности постоянно совершенствуются» [Электронный ресурс]. URL: https://ac.gov.ru/news/page/mehanizmy-kontrolno-nadzornoj-deatelnosti-po...(дата обращения: 08.08.2023).

8. О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации (дополнение к) Федеральному закону от 31.07.2020 № 248-ФЗ. В данном виде документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

9. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ. (в ред. 24 апреля 2020 г.). В данном виде документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

10. Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в сфере образования: Постановление Правительства РФ от 25.06.2021 № 997. В данном виде документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

11. Доклад о виде государственного контроля (надзора), муниципального контроля. Официальный сайт Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки [Электронный ресурс]. URL: https://obrnadzor.gov.ru/wp-content/uploads/2023/03/doklad-po-vidu-fgn-obrazovanie.pdf (дата обращения: 21.08.2023).

12. Рябченко Д.С. Совершенствование правоприменения обязательных требований в государственном контроле (надзоре) в сфере образования [Электронный ресурс] URL: http://www.publishing-vak.ru/file/archive-law-2017-3/28-ryabchenko.pdf (дата обращения: 14.08.2023).