Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

Педагогическая практика как фактор селекции будущих педагогов

А.Ю. Казакова
$2.50

УДК 171:316.35-052

DOI 10.20339/AM.10-23.053

 

А.Ю. Казакова,

д-р социол. наук, ведущий научный сотрудник

отдела социологии и социальной психологии

Институт научной информации по общественным наукам

Российской академии наук;

профессор кафедры философии, культурологии и социологии

Института искусств и социокультурного проектирования

Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского

SPIN-код: 4583-9284, AuthorID: 334403,

ORCID: 0000-0002-8685-9515, Scopus Author ID: 57194761538

e-mail: kazakova.a.u@yandex.ru

 

Исследования профессионального становления учителей указывают, что в разных регионах страны доля тех, кто не хочет работать в школе и имеет слабую мотивацию к педагогической деятельности, составляет около трети. Каковы стадии развития негативной профессиональной идентичности и под действием каких именно факторов оно проходит, неизвестно. Влияние первого активного опыта исполнения профессиональной роли в ходе педагогической практики проверено по принципу «до-после» на панели из реальной группы студентов с двойной педагогической специализацией. Практика создавала квазиэкспериментальные условия. До и после нее студентами заполнялась анкета, определяющая связь желания трудоустраиваться в школу с рядом социализационных особенностей, с представлением студента о своем соответствии роли учителя, с оценкой привлекательности отдельных учительских функций, материального и социального положения учителей в аспекте личных притязаний студента. Мера воздействия практики определялась как дельта изменений в числовых переменных и как наличие изменений в переменных номинальных. Студентов, имевших сформированную внутреннюю положительную мотивацию к профессии педагога, около трети. Доля ориентированных на школу (28%) неизменна до и после практики. Количественные сдвиги в целом малы, что указывает либо на устойчивость ориентаций, либо на уже пережитый во время ознакомительной практики адаптационный шок и требует организации мониторинга с первого курса.

Ключевые слова: профессиональное становление педагога, селекция, влияние практики, социологическая панель, квазиэксперимент.

 

Литература

  1. Бочарова Ю.Ю., Коматкова Л.В. Практики закрепления молодых учителей: роль профессионального сообщества // Бизнес. Образование. Право. 2021. № 3 (56). С. 382–390.
  2. Игнатьева Е.В., Рябкова Ю.В. Актуальность внедрения менторинга в систему высшего педагогического образования // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 57–10. С. 207–213.
  3. Илалтдинова Е.Ю., Игнатьева Е.В. Особенности организации постдипломного сопровождения выпускников программы целевого обучения в условиях регионального социально-педагогического кластера // Вестник Оренбургского государственного университета. 2017. № 10 (210). С. 65–69.
  4. Куликова А.А. Образ молодого учителя в современных российских и зарубежных исследованиях // Отечественная и зарубежная педагогика. 2018. Т. 1. № 1 (46). С. 81–93.
  5. Логинова Н.Ф. Актуализация проблемы становления психолого-педагогической компетентности молодых педагогов в региональной системе образования // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. 2018. № 3 (45). С. 37–43.
  6. Маланов И.А. Проблемы профессионального становления и развития современных молодых учителей // Вестник Бурятского государственного университета. Образование. Личность. Общество. 2021. № 3. С. 32–36.
  7. Мысливец Н.Л. Об особенностях адаптации выпускников Гродненского государственного университета имени Янки Купалы на первом рабочем месте // Вестник Гродненского государственного университета имени Янки Купалы. Сер. 5. Экономика. Социология. Биология. 2013. № 2 (153). P. 117–122.
  8. Мягков А.Ю., Григорьева М.В., Журавлева И.В., Журавлева С.Л. Производственная практика глазами студентов технического вуза (по материалам социологического исследования) // Образование и наука. 2015. № 4 (123). С. 100–113.
  9. Толстоухова И.В. Педагогическая практика как начальная ступень профессиональной педагогической деятельности магистранта // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2022. Вып. 3 (43). С. 42–49. DOI: 10.23951/2307-6127-2022-3-42-49
  10. Batyraliev, A. (2022) Importance of Pedagogical Practice in Formation of Professional Competencies in Future Teachers. Bulletin of Science and Practice. 8: 212–218. DOI: 10.33619/2414-2948/74/30
  11. Brekhunets, A. & Honcharenko, O. (2022). Formation of professional and value orientations of the future teacher of technologies during a pedagogical practice. Professional Education: Methodology, Theory and Technologies. 9–27. DOI: 10.31470/2415-3729-2022-15-9-27.
  12. Edwards, Sh. (2014). Using personal narrative to deepen emotional awareness of practice. Nursing standard (Royal College of Nursing (Great Britain): 1987). 28: 46–51. DOI: 10.7748/ns.28.50.46.e8561
  13. Grabska, M., Gevorgyan, S., Grabski, S. (2020) Pedagogical Practice as an Essential Step for Development of Pedagogical Competencies .International Journal for Cross-Disciplinary Subjects in Education (IJCDSE). Vol. 11. Iss. 1, March 2020. P. 4210–4215.
  14. Kalén, S. & Stenfors, T. & Hylin, U. & Larm, M. & Hindbeck, H. & Ponzer, S. (2010). Mentoring medical students during clinical courses: A way to enhance professional development. Medical teacher. 32. e315–21. DOI: 10.3109/01421591003695295
  15. Obradović, B.P. (2013). Pedagogical practice way of connecting pedagogical theory and practice. International Journal of Cognitive Research in Science, Engineering and Education. 1: 152–163.
  16. Pavlova, N. (2022). Pedagogical practice in the system of professional training of informatics teachers. Continuing Professional Education: Theory and Practice. 36–44. DOI: 10.28925/1609-8595.2022.2.4

 

 

Благодарности

Автор благодарит директора Института истории и права КГУ им. К.Э. Циолковского, кандидата философских наук, доцента Ирину Николаевну Берговскую за идею проверки влияния педагогической практики на формирование профессиональной идентичности и помощь в организации панели и апробации инструментария.