Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

Профилактика стресса среди молодежи

М.А. Зайцева
$2.50

 

УДК 378:159.943

DOI 10.20339/AM.10-23.037

 

М.А. Зайцева,

канд. пед. наук, доцент,

кафедра социальной педагогики

и организации работы с молодежью,

советник ректора

Ярославский государственный педагогический университет,

e-mail: zaitseva2023marina@yandex.ru

 

В статье проанализированы условия, способствующие формированию здорового образа жизни в вузах, а также уровень стресса, с которым сталкиваются студенты в повседневной жизнедеятельности. Автором проведен опрос студентов технического, медицинского и педагогического вузов в 2022 г. В рамках исследования проведено тестирование студентов: опросник «Инвентаризация симптомов стресса» (Т. Иванченко); опросник «Определение нервно-психического напряжения» (Т. Немчин). Установлено, что одна треть студентов медицинского вуза постоянно испытывает психоэмоциональное напряжение, в отличие от студентов технического вуза, где наблюдается гендерный дисбаланс. Девушки из технического вуза в большей степени, чем юноши, испытывают тревогу. В педагогическом вузе студенты-юноши в большей степени, чем студенты-девушки, подвержены беспокойству. Выявлено, что юноши в большей степени, чем девушки, испытывают постоянный стресс из-за материальных трудностей. Студенты, которые не вовлечены в физическую активность и не занимаются систематически спортом, как правило, имеют низкую самооценку, не довольны ни собой, ни результатами своей учебы, имеют высокие показатели одиночества. Также установлено, что девушки меньше чем юноши, занимаются спортом. Студенты, которые не ведут здоровый образ жизни, чаще подвержены дистрессам и страдают различными психосоматическими заболеваниями. У большинства студентов (не из медицинских вузов) не сформирован навык ответственного отношения к своему здоровью. Физически активные студенты меньше обращаются за непосредственными услугами здравоохранения в течение года. Развитая спортивная инфраструктура вуза позволяет студентам снимать стресс, расширять социальные связи, не чувствовать себя одинокими. В вузах, где поощряются (создаются условия) пешие прогулки и езда на велосипеде среди студентов, имеется лишь незначительное число студентов с вредными привычками. Девушки занимаются спортом с целью совершенствования внешней привлекательности, общения и расширения социально значимых связей. Предлагаются мероприятия, направленные на приобщение студенческой молодежи к спорту и здоровому образу жизни, – в частности, использование опыта РУДН, где созданы коворкинги (места комфорта), предоставляющие студентам возможность отдохнуть, получить полезную информацию, пообщаться с друзьями и справиться с напряжением или стрессом.

Ключевые слова и словосочетания: здоровый образ жизни, активный образ жизни, дистресс, стресс, академическое выгорание, эмоциональное выгорание, профилактика стресса.

 

Литература:

1. Таланов С.Л. Трансформация ценностей студенческой молодежи в условиях динамики социальных изменений // Alma mater (Вестник высшей школы). 2020. № 2. С. 32–41. DOI: 10.20339/AM.02-20.32

2. Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2020 г. № 3081-р.

3. Тихонова В.А., Данилова А.М. Формирование здорового образа жизни средствами физической культуры: на примере формирования здорового образа жизни студента // Наука через призму времени. 2019. № 6 (27). С. 169–172.

4. Гужова П.А. Здоровый образ жизни: позиция студентов // Alma mater (Вестник высшей школы). 2021. № 10. С. 38–45. DOI: 10.20339/AM.10-21.38

5. Селье Г. Стресс без дистресса. М.: Прогресс, 1979. 126 с.

6. Васимова Д.К., Яшкельдина В.В. Работа по профилактике вредных привычек студентов и пропаганде здорового образа жизни в колледже // Преемственность в образовании. 2018. № 18 (06). С. 90–94.

7. Зволинская Е.Ю., Климович В.Ю. Распространенность и различные аспекты профилактики вредных привычек среди учащейся молодежи // Профилактическая медицина. 2018. Т. 21. № 6. С. 54–62.

8. Feinstein L, Sabates R, Anderson TM, Sorhaindo A, Hammond C. What are the Effects of Education on Health? Copenhagen, Denmark. Measuring the Effects of Education on Health and Civic Engagement: Proceedings of the Copenhagen Symposium, OECD; 2006.

9. Su Hyun Park, Nicholas A. Petrunoff, Nan Xin Wang, Rob M. van Dam, Angelia Sia, Chuen Seng Tan, Falk Müller-Riemenschneider. Daily park use, physical activity, and psychological stress: A study using smartphone-based ecological momentary assessment amongst a multi-ethnic Asian cohort // Mental Health and Physical Activity. DOI: 10.1016/j.mhpa.2022.100440, 22, (100440), (2022).

10. Sallis J.F. et al. Built environment, physical activity, and obesity: Findings from the International Physical Activity and Environment Network (IPEN) adult study // Annu. Rev. Public Health 41, 119–139 (2020).

11. Nicholas A. Petrunoff, Ng Xian Yi, Borame Dickens, Angelia Sia, Joel Koo, Alex R. Cook, Wee Hwee Lin, Lu Ying, Ann W. Hsing, Rob M. van Dam, Falk Müller-Riemenschneider. Associations of park access, park use and physical activity in parks with wellbeing in an Asian urban environment: a cross-sectional study // International Journal of Behavioral Nutrition and Physical Activity. DOI: 10.1186/s12966-021-01147-2, 18, 1 (2021).

12. Водопьянова Н.Е. Психодиагностика стресса. Серия «Практикум». СПб.: Питер, 2009. 336 с.

13. Кушнарев Ф.Ю. Здоровый образ жизни и спортивная среда города в восприятии студентов // Alma mater (Вестник высшей школы). 2022. № 7. С. 29–40. DOI: 10.20339/AM.07-22.29