Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

Социальный портрет студента провинциального вуза (на материалах Пензенской области)

О.А. Вагаева, Е.В. Ликсина
$2.50

УДК 378(1-32):316.6

DOI 10.20339/AM.10-23.030      

 

О.А. Вагаева*,

канд. пед. наук, доцент

кафедра «Педагогика и психология»

Пензенский государственный технологический университет

ORCID: 0000-0003-0161-746X

e-mail: yurmashevj@inbox.ru

Е.В. Ликсина,

канд. пед. наук, доцент

кафедра «Педагогика и психология»

Пензенский государственный технологический университет

e-mail: lev330@yandex.ru

 

Человеческий капитал становится основным источником развития общества, поэтому важно то, какие ценности будут определяющими для личности. В молодежной среде недостаточно сформированы такие ценности, как гражданственность и патриотизм, зато прочно укоренился приоритет личного над общественным. Важным является формирование их ценностных ориентаций, так как именно студенческая молодежь определяет, каким будет наше общество в будущем. Следует понимать, какие ценности влияют на мировоззрение современных студентов, их установки и жизненные цели, — иными словами, исследовать социальный портрет студента провинциального вуза.

Оценка социального портрета студента проводилась с помощью разработанной анкеты и опросника ценностных ориентаций С. Бубновой. В результате опроса были выявлены проблемные зоны и недоработки в данном направлении. Для 70,6% студентов получение удовольствия является самоцелью. 59% не придерживаются здорового образа жизни. Более 26,9% из них не имеют желания в будущем завести детей.

Респонденты проявляют недостаточно высокий уровень социальной активности для достижения позитивных изменений в обществе. 85,7% опрашиваемых редко или почти никогда не принимают участия в благотворительной деятельности. Несмотря на то, что 84,9% согласны с утверждением «человек должен учиться всю жизнь», на практике уровень их познавательной активности достаточно низок. Более 55% опрашиваемых не читают научную литературу. 65,5% студентов не принимают участие в культурной жизни региона. 43,7% полагают, что успех в достижении какой-либо цели наполовину зависит от материального обеспечения.

Мы с читаем, что представленные результаты требуют принятия мер в рамках деятельности образовательных организаций по решению проблемы формирования ценностных ориентаций современной молодежи, поскольку это является одной из задач, стоящих перед современной системой образования.

Ключевые слова: образование, социальный портрет, ценностные ориентации, общество, студенты, университет.

 

Литература

  1. Алиева М.Б. К проблеме современного студенчества // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2014. № 39. С. 51–55.
  2. Бабуркин С.А. Патриотическое воспитание студенческой молодежи в условиях динамики социальных изменений (на материалах Ярославской области) // Alma mater (Вестник высшей школы). 2023. № 1. С. 28–39. DOI: 10.20339/AM.01-23.28
  3. Буравлева Н.А. Ценностные ориентации студентов // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2011. № 6 (108). С. 124–129.
  4. Винокурова Н.А., Гудович И.С. Проблемы выхода выпускников вуза на рынок труда: амбиции, реальность, перспективы // Современная экономика: проблемы и решения. 2022. № 7 (151). С. 93–112.
  5. Галимуллина Н.М., Феоктистова И.Р., Зайнуллина Г.И. Формирование и реализация командного взаимодействия обучающихся в ходе образовательного процесса // ЦИТИСЭ. 2022. № 4 (34). С. 503–517.
  6. Ефремкина И., Вагаева О., Ликсина Е., Саратовцева Н., Галимуллина Н. Communication and self-management skills as metaprofessional competences of would-be engineers // Proceedings II International Scientific Conference on Advances in Science, Engineering and Digital Education (ASEDU-II-2021). Conference Proceedings. Krasnoyarsk, 2022. С. 40011.
  7. Жуков В.Н. О студенческой психологии, патриотизме и любви к Отечеству // Alma mater (Вестник высшей школы). 2023. № 1. С. 25–27. DOI: 10.20339/AM.01-23.25
  8. Ликсина Е.В. Креативные методы как форма реализации продуктивного обучения в процессе обучения информатике в СПО // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2015. Т. 1. № 6 (28). С. 120–126.
  9. Меренков А.В., Сандлер Д.Г., Шаврин В.С. Особенности изменений ориентаций выпускников бакалавриата на трудоустройство // Образование и наука. 2019. Т. 21. № 10. С. 116–142.
  10. Москвич Ю.Н., Викторук Е.Н. Ценности современных студентов: адаптация к меняющемуся миру: монография / отв. ред. Ю.Н. Москвич. Красноярск: 2018. 148 с.
  11. Никифоров А.Ю., Семенова Е.В. Жизненные ценности современного студента // Вестник Башкирского университета. 2018. Т. 23. № 4. С. 1301–1305.
  12. Новиков А.М. Педагогика: словарь системы основных понятий. М.: ИЭТ, 2013. 268 с.
  13. Ольшанский В.Б. Личность и социальные ценности // Социально-гуманитарные знания. 2001. № 3. С. 53.
  14. Симонян М.С., Постникова Е.А. Приоритетные направления организации профессионального самоопределения молодежи в аспекте конкурентоспособности человеческого капитала // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 67-1. С. 225–227.
  15. Стратегия развития молодежи Российской Федерации на период до 2025 года: [Электронный ресурс]. URL: https://vmo.rgub.ru/files/project-937-2.pdf / (дата обращения: 20.06.2023).
  16. Титова Е.В., Исаев А.В. Влияние вузовской профессиональной подготовки на развитие ценностных карьерных ориентаций студенческой молодежи // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. 2022. № 2. С. 90–99.
  17. Шляпина С.Ф. Формирование ценностных ориентаций молодежи и их влияние на построение профессиональных траекторий // ЦИТИСЭ. 2022. № 4 (34). С. 460-469.
  18. Шувалова Н.В., Корепанова Н.В. Исследование ценностных ориентаций студенческой молодежи как фактора личностного роста // Педагогика и психология образования. 2022. № 3. С. 219–231.