Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

Неинституциональные факторы формирования доверия населения к финансовым институтам в Российской Федерации

Т.Е. Давыдова, О.Ю. Смыслова, А.И. Вишнякова
$2.50

УДК 316.6:336.7

DOI 10.20339/AM.09-23.083        

 

Т.Е. Давыдова,

канд. экон. наук, доцент, ст. науч. сотрудник

Института региональной экономики и межбюджетных отношений

Финансовый университет при Правительстве РФ, г. Москва;

доцент кафедры цифровой и отраслевой экономики

Воронежский государственный технический университет

ORCID: 0000-0001-7091-5028

e-mail: tedav@rambler.ru

О.Ю. Смыслова,

д-р экон. наук, доцент,

профессор кафедры менеджмента и общегуманитарных дисциплин

Липецкий филиал Финансового университета при Правительстве РФ

ORCID: 0000-0001-7008-5319

e-mail: savenkova-olga@mail.ru

А.И. Вишнякова,

лаборант-исследователь

Липецкий филиал Финансового университета при Правительстве РФ

e-mail: nastavisnakova1@yandex.ru

 

В условиях неоднородности и динамики внешней среды человек обособленно вырабатывает определенную степень доверия к ней, формирующую стратегию его поведения. Степень доверия зависит от институциональных и неинституциональных факторов. Характеристика этих факторов обусловливает их значимость в отношении субъектов локального или глобального взаимодействия. В данной статье нами рассматриваются аспекты повышения уровня доверия населения финансовым институтам в Российской Федерации с позиции важности неинституциональных факторов при выработке конкурентных преимуществ финансовых институтов в условиях новой реальности. Исследование базируется на использовании методов структурного и компаративного анализа, логического обоснования и интерпретации, наблюдения, формализации, экспертных оценок. В процессе работы проведен анализ научной литературы, изучены мнения практикующих специалистов, исследована практическая деятельность отдельных финансовых институтов. Выявлено, что неинституциональные факторы доверия населения финансовым институтам могут быть разделены на общие, широко представленные в научной литературе (возраст, образование, социальное положение, вид деятельности и т.д.), и специфические, рассматриваемые исследователями косвенно. Специфические представлены двумя группами факторов — рассматриваемые в научной литературе безотносительно к финансовым институтам (эмоциональный интеллект, манипулятивный медиаконтент и т.д.); и не рассматриваемые исследователями, но обозначенные экспертами и учитываемые финансовыми институтами (формирование экосистемы, инклюзивный дизайн, следование принципам ESG, лояльность к клиентской среде и т.д.). В рамках разработанной классификации дано обоснование перспективности воздействия означенных факторов в различных горизонтах планирования деятельности финансовых институтов.

Ключевые слова: доверие, финансовые институты, факторы доверия населения, неинституциональные факторы.

 

Литература

  1. Авакова Э.Б., Покровская Н.Н. Коммуникативная эффективность как фактор доверия: анализ эмоционального интеллекта и ценностных ориентаций сотрудников организации // Актуальные проблемы социологии и управления: межвузовский сборник научных трудов. СПб.: Санкт-Петербургский государственный экономический университет, 2016. С. 5–13. — EDN UAPGEO.
  2. Авдеева И.А., Юнева Е.А. Фактор доверия в формировании институционального климата российского общества // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2017. № 5 (69). С. 9–13. — EDN YLSBRK.
  3. Аликперова Н.В., Ярашева А.В. Доверие населения - фундамент стабильности функционирования финансовых институтов // УЭкС. 2015. № 8 (80). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/doverie-naseleniya-fundament-stabilnos... (дата обращения: 13.06.2023).
  4. Астахова Л.В. Модель нулевого доверия как фактор влияния на информационное поведение сотрудников организации // Научно-техническая информация. Сер. 1: Организация и методика информационной работы. 2022. № 3. С. 13–17. DOI: 10.36535/0548-0019-2022-03-2 — EDN TVLIKV.
  5. Баженова Ю.В., Егорова О.Ю. Защита персональных данных как фактор доверия к бренду в сети интернет // Успехи в химии и химической технологии. 2020. Т. 34. № 10 (233). С. 7–9. — EDN MBAGUA.
  6. Биличенко Е.Н. Доверие к себе как фактор самоактуализации личности // Теория и практика общественного развития. 2012. № 9. С. 92–94. — EDN NPMFTO.
  7. Богдановская И.М., Королева Н.Н., Углова А.Б. Психологические факторы доверия к популярным видеоблогерам у современной молодежи // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2021. Т. 18. № 3. С. 451–467. — EDN JTNTYR.
  8. Венидиктов С.В. Искажение медиареальности: технологии манипулирования и стратегии противодействия: монография. Могилев: Могилев. ин-т МВД, 2022. 192 с.
  9. Герасименко А.П. Информационное пространство как источник социальных угроз // У карты Тихого океана: Информационно-аналитический бюллетень. 2018. 1 (249). С. 24–28.
  10.  Годес Н., Романюк В. «Доверять нельзя сомневаться»: институциональное доверие и инфляционные ожидания. Часть 1. Институциональное доверие // Банковский вестник. 2021. № 10 (699). С. 18–26. — EDN IDFNAR.
  11. Горбачев А.Л., Горбачева Т.М. Факторы формирования социального доверия в контексте школьного образования // Вестник научных конференций. 2016. № 9-4 (13). С. 28–31.
  12.  Гордеева С.С., Шарыпова С.Ю. Культурные факторы формирования доверия в организации: социологический анализ // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2022. № 3. С. 494–503. DOI: 10.17072/2078-7898/2022-3-494-503.
  13.  Громакова В.Г. Социально-ответственное управление как фактор повышения доверия в обществе в условиях институционального кризиса // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2022. № 1. С. 33–38. DOI: 10.22394/2079-1690-2022-1-1-33-38.
  14.  Гурова И.П., Корчагина Н.А. Экономические факторы доверия // Власть. 2012. № 11. С. 122–125.
  15.  Давыдова Т.Е., Гуляева А.Д. Реализация государственной информационной политики в сфере повышения доверия населения финансовым институтам сквозь призму теории поколений: концептуальный подход // Организатор производства. 2023. Т. 32. № 2. С. 133–143. DOI: 10.36622/VSTU.2023.32.59.012
  16. Жаде З.А. Укрепление доверия к власти как фактор повышения имиджа региона: на примере Республики Адыгея // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2021. № 4. С. 178–183. DOI: 10.22394/2079-1690-2021-1-4-178-183
  17.  Каниева М.М., Орлова М.Г. Фактор доверия в управлении репутацией // Наука. Университет. 2016: материалы семнадцатой международной ежегодной научно-практической конференции преподавателей, студентов и аспирантов, Новосибирск, 25 марта 2016 г. Новосибирск: Сибпринт, 2016. С. 89–90.
  18.  Коробач М.В. Эмоциональный интеллект и толерантность к неопределенности личности как факторы обращения на телефон доверия // Новые технологии в клинической психологии и психотерапии: сборник материалов Республиканского научно-практического семинара с международным участием, посвященного 20-летию кафедры медицинской психологии и психотерапии УО «ГрГМУ», Гродно, 24 апреля 2015 г. Гродно: Гродненский государственный медицинский университет, 2015. С. 178–186.
  19.  Малкина М.Ю., Овчинников В.Н., Холодилин К.А. Институциональные факторы политического доверия в современной России // Journal of Institutional Studies. 2020. 12 (4): 7793. DOI: 10.17835/2076-6297.2020.12.4.077-093
  20. Мельник В.П. Факторы доверия и недоверия в хозяйствовании // Научные труды Донецкого национального технического университета. Серия: экономическая. 2009. № 1 (37). С. 71–79.
  21. Мозолев К.И. Феномен доверия как фактор экономического развития России // Евразийский союз ученых. 2018. № 2-2 (47). С. 56–59.
  22.  Пашук Н.Р., Белоглазова В.А., Варкулевич Т.В. Деловая репутация субъектов социального предпринимательства как фактор доверия региональных акторов // Экономика, предпринимательство и право. 2023. Т. 13. № 3. С. 721–732. DOI: 10.18334/epp.13.3.117353
  23. Питулько Г.Н. Российская благотворительность как фактор доверия между обществом и государством в XIX веке // Управленческое консультирование. 2022. № 4 (160). С. 130–135. DOI: 10.22394/1726-1139-2022-4-130-135
  24. Тен Ю.П. Доверие как фактор, способствующий преодолению кросс-культурных барьеров в международном бизнесе // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. 2021. Т. 11. № 5. С. 261–270. DOI: 10.21869/2223-1552-2021-11-5-261-270
  25. Устойчивое развитие России в условиях глобальных изменений / М.Ю. Евсин, И.В. Измалкова, Т.Ю. Исмайлова [и др.]. Тамбов: Издательский дом Державинский, 2023. 106 с.
  26.  Brill T., Munoz L., Richard J. Siri, Alexa, and other digital assistants: A study of customer satisfaction with artificial intelligence applications // Journal of Marketing Management. 2019. Vol. 35. No. 15–16. P. 1401–1436.
  27. Chapple C., & Cownie F. An investigation into viewers’ trust in and response towards disclosed paid-for-endorsements by YouTube lifestyle vloggers // Journal of Promotional Communications. 2017. Vol. 5 (2). P. 110–136.
  28. Edelman Trust Barometer. URL: https://www.edelman.com/trust/2022-trust-barometer (дата обращения: 20.06.2022).
  29. Khouya M., Benabdelhadi A. A holistic overview on the antecedents of organizational trust: Aggregated theoretical framework // International Journal of Accounting, Finance, Auditing, Management and Economics. 2021. Vol. 2. Iss. 6–1. P. 518–530. DOI: 10.5281/zenodo.5736469
  30. Kindervag J. No More Chewy Centers: Introducing the Zero Trust Model of Information Security // Forrester Research. 2010. URL: https://www.forrester.com/report/No+More+Chewy+ Centers+The+Zero+Trust+Model+Of+Information+ Security/-/E-RES56682 (дата обращения: 26.11.2022).
  31. Nunkoo R. Governance and sustainable tourism: What is the role of trust, power and social capital? // Journal of Destination Marketing & Management. 2017. Vol. 6. No. 4. P. 277–285.
  32.  Pariser E. The Filter Bubble: What the Internet Is Hiding from You. N. Y.: Penguin Press, 2011. 294 p.
  33. Pasek A. Trust as an attribute of the internet good functioning // Science and World. 2020. No. 3-2 (79). P. 80–83.

 

 

Работа подготовлена по результатам исследований, выполненных за счет бюджетных средств по государственному заданию Финуниверситета, ВТК-ГЗ-50-23